Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Нам пишут

Сулейман Шакиров: «Был случай, с самолета сбросили краюху хлеба»

До сих пор в памяти – в 1947 году и далее несколько лет подряд стояла засуха.

 Не удавался хлеб, не созревали овощи, сельчане жили впроголодь. Речь идет о нашем селе Тюгульбаево тогдашнего Кузнечинского района. 
В трех километрах от села было местечко, называвшееся Нижней речкой. В ее долине в любую засуху на площади около двух гектаров вырастал щавель, достигавший полутораметровой высоты. Его собирали для супа. Добавляли немного картошки, если имелись молоко и мука – затируху, и получалось своеобразное деликатесное блюдо. 
В один день мальчишки нашей улицы – Мансур, Сабирзян, Маули, Гумер, Вагиз и я направились за щавелем. В те годы было много волков, поэтому взяли в руки по крепкой палке. Дошли до места, рвем листья щавеля. И тут Гумер, дико закричав, упал на землю. Пацаны, кажется, мне под рубаху залезла змея. Открыв рубашку, увидели прилипшего к его телу большого кузнечика. Выбросили его, успокоился. 
Устали, нет никаких сил, да и есть очень хочется. Когда до села оставалось полкилометра, видим, как в нашу сторону летит один «кукурузник». Они нередко вот так пролетали над нашим селом в Кузнечиху. Или в больницу, или по другим делам. Пассажиров тогда на самолетах не возили. Низко так летит, метрах в 50 от земли. Кто-то открыл в самолете окно и машет нам рукой. Мы тоже начали махать ему, указывая пальцем в свои рты. Дескать, есть хотим. Похоже, поняли нас. После этого с самолета начал падать пакет на небольшом бумажном парашюте. Подбежали, смотрим, в пакете краюха хлеба. Его еще караваем называют. Ох, и вкусным показался он нам тогда. Такой хлеб  в качестве гостинца привозили с собой приезжавшие из Казани гости. Немного утолили голод, сразу поднялось настроение. 
В сентябре того же года произошло еще одно событие, связанное с самолетом. Летевший в Кузнечиху аэроплан по причине неисправности упал на грани поля между нашим селом и поселком Юрткуль. Эту аварию видел тракторист Хасан абый. Оба летчика немного пострадали, а сам самолет получил серьезные поломки. После этого из Казани прилетел другой самолет и забрал летчиков и двигатель упавшего аэроплана. Обломки крыльев и фюзеляж остались на месте падения. Сказали, не нужны. На следующий день двое сыновей Хафиза абый (1891-1970) – брата моего отца Идията (1895-1973) Мингали и Мисагир, мой брат Нургаяз и я отправились к обломкам самолета. Думали, может, найдем что-нибудь пригодное для хозяйства. Кое-что раздобыли: очень крепкая клеенка, толстые фанерные листы с крыла. Алюминиевые трубы станут хорошими черенками для лопат, решили мы. Клеенка пригодилась и для своего прямого назначения. А Хафиз абый сшил из нее водонепроницаемые бахилы, чтобы вместе с лаптями обувать в весеннюю и осеннюю распутицы. Он был участником первой мировой войны, вернулся с изуродованной ногой. Оттого и прозвали хромым Хафизом. Их семья в колхоз не вступила. И все же он ремонтировал колхозную конскую сбрую. Руки лежали у него к этому делу. 
Вот такие события из детской поры даже с годами не утрачиваются из памяти. 
Сулейман Шакиров, 
г.Казань.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев