Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
Новости

Алькеевским отделом уголовного розыска Вайис Даутов руководил более 20 лет

… 1918 год, в стране после недавней Октябрьской революции сложилась непростая обстановка.

 Чтобы эффективно бороться с преступностью, Народный комиссариат молодой Советской республики принимает постановление о создании центрального управления уголовного розыска. С тех пор вот уже целый век сотрудники этой службы ведут непримиримую борьбу с преступниками.

 

 

5 октября оперуполномоченные от­деления МВД России по Алькеевскому району отмечают 100-летие образова­ния своей службы. Намечены меропри­ятия, на которые пригласят и ветеранов милиции. А мы решили встретиться и поговорить с Вайисом Разаковичем Да­утовым, который двадцать с лишним лет возглавлял отделение угро. Приме­ров столь продолжительной службы на этом посту в республике раз-два и обчелся. Вайису Разаковичу есть что вспомнить. Историю своего прихода в милицию он рассказал так:

– В районной милиции отдела уго­ловного розыска не было до девяно­стых годов, имелся лишь инспектор. Я пришел в РОВД в 1979 году, начал службу в качестве инспектора по делам несовершеннолетних. А инспектором уголовного розыска тогда был старший лейтенант милиции Николай Архипов. Его заменили сначала лейтенант мили­ции Анвар Нургалиев, затем Александр Софронов. Около года на этой должно­сти поработал Ринат Салахов, выпуск­ник Елабужской школы милиции, но в 1981 году подразделение осталось без руководителя. Вот тут-то и назначили меня на эту должность. Как начал, так и отслужил 21 год!

В начале 80-ых население района было, конечно же, несравнимо больше, чем сейчас. Хотя и времена были ста­бильные, но, как говорится, «преступ­ность не дремала»: и свои иногда закон преступали, и приезжие, которых было немало, создавали проблему. То кражи, то скандалы, оканчивающиеся смертью кого-то из драчунов… А условия рабо­ты оперативников с сегодняшними не сравнить – ни транспорта, ни средств связи. На место преступления часто вы­езжали или на тракторе, или на лошади. А бывало, что и пешком добирались. Но ничего, справлялись.

– Чаще всего преступления рас­крывали по горячим следам. Скажем, в Чувашском Броде случилось бытовое убийство (кстати, это было моим пер­вым делом). Все было ясно сразу же. Двое пьяных сцепились, один другого ударил ножом – и вот преступление, – продолжил вспоминать прошлое Вайис Разакович.

Девяностые годы, времена тоталь­ного дефицита. По округе пошла волна краж: группа разбойников проникала в магазины, склады, базы и опустоша­ла их. В нашем районе таким образом обчистили 8-9 магазинов. Похожее тво­рилось и в Ульяновской области. По­работали с соседями-коллегами наши оперативники и нашли-таки разбойни­ков.

– Мы часто сотрудничали с ребя­тами из Тольятти, Ульяновска. Если случалась кража, еще до начала рас­следования выходили на связь с ними, просили, чтоб при обнаружении укра­денного сообщили нам. Скажем, кражи из магазинов Юхмачинского куста рас­крыли при помощи Димитровградской милиции, – говорит мой собеседник.

В середине 80-х районный уголов­ный розыск был усилен специалиста­ми. Сюда пришли старший уполномо­ченный Мунир Тагиров, оперативники Виктор Булючев, Наиль Габдрахманов. Так сформировался отдел. Каждый от­вечал за определенный участок, но ра­ботали сообща, слаженно.

По словам Даутова, население тоже оказывало поддержку. Люди сообща­ли о незнакомцах, о чужих машинах, о появившихся в районе цыганах. На­стоящей опорой милиционеров были председатели сельсоветов. А сложные преступления помогали раскрывать специалисты, присланные в район из Министерства внутренних дел. У них и видеокамеры имелись, и спецприбо­ры… Чаще такое случалось при побегах из тюрем.

– А было так, что преступление не удавалось раскрыть? – спросила я у Вайиса Разаковича. Он задумался, а по­том ответил:

– Бывало, да. Те же кражи из мага­зинов, их ведь было очень много. Еще случаи пропажи людей было сложно расследовать. Я говорю и о тех, кото­рых искали, и о тех, трупы которых обнаруживали. В последнем случае мы тщательно фотографировали, описы­вали внешние приметы, брали образцы одежды и хоронили у нас. Такое случа­лось в девяностых годах, после распада СССР.

– А стрелять вам приходилось?

– Очень редко, и то в воздух, с це­лью предупреждения. И после каждого такого случая составляли подробный отчет.

– Поощрения за удачное расследова­ние получали?

– Бывало. То грамоту давали, то пре­мию. Но если не раскрыл, то могли и на­казать, скажем, лишить той же премии. Только работали мы не ради этого, а ради спокойствия в районе, – ответил с некоторым укором Вайис Разакович на мой «несерьезный» вопрос.

Служба оперативного уполномо­ченного милиции «и опасна, и трудна». По словам Даутова, молодежь не всегда задерживалась на этой работе, потому что она отнимает все время, часто не оставляя его и на семью. Приведу еще один эпизод из службы моего собесед­ника. Это было накануне Нового года, 31 декабря. Везде праздничное настро­ение, ожидание чуда, волшебства. Но для оперативной группы под руковод­ством Даутова оно не случилось, часов в 11 дня получили сообщение из Сади­ково: до смерти избитого сельчанина жена обнаружила у ворот дома. Что по­делаешь, выехали. Сначала на лошади, а дошли уже пешком. Обратно вернулись уже в новом году, поработав без пере­рыва почти сутки. Но преступление су­мели раскрыть!

– Как же вас терпели жены? – изум­ляюсь я.

– А куда им деться? Раз назвались женами оперов, терпите! Спасибо им, мы, милиционеры, в долгу перед жена­ми. Моя Рафида родила мне трех детей, вырастила их. Теперь я уже дедушка, у меня шестеро внуков. Достойные дети у Тагирова, у всех моих сослуживцев. И это благодаря нашим спутницам жизни. Верными они оказались! – с улыбкой и гордостью говорит Вайис Разакович. Да, что не говори, надежный тыл – это тоже важно!

Отслужив 28 лет, Даутов ушел в от­ставку. На отдых. Но выдержал всего 20 дней «мирной» жизни. Его пригласили в администрацию района, где он прора­ботал еще 12 с лишним лет. А сегодня состоит на службе охраны дорожного участка.

… В районном отделении внутрен­них дел в отделе уголовного розыска сегодня служат другие оперативники. Молодые, образованные. Семнадцать лет отделом руководил Ришат Насибул­лин. Сегодня он – начальник отделения МВД РФ по Алькеевскому району.

Высоко оценив каждого своего со­трудника, Ришат Ринатович сказал:

– Пользуясь случаем, сердечно по­здравляю ветеранов и сегодняшних сотрудников уголовного розыска с ве­ковым юбилеем. Желаю крепкого здо­ровья, успешной службы, благополучия в личной жизни. Благодарю всех вас за службу!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев