Алькеевские вести
  • Рус Тат
  • Алькеевский район: родной язык завещан предками

    Алькеевский район – это край, где веками в добрососедстве проживают представители не¬скольких национальностей. Сре¬ди них по численности боль¬ше всего татар, на втором месте – чуваши, затем – русские. Аль¬кеевцы живут рядом друг с дру¬гом, при этом каждый народ хо¬чет сохранить свой язык, обычаи и традиции, передать их своим детям.

     Наша беседа с методистом районно­го управления образования Фаузи­ей Гиматдиевой затронула вопросы преподавания родных языков.

    –Фаузия Бариевна, в начале на­шего разговора сообщим читате­лям о том, сколько детей разных национальностей обучаются в на­ших школах.

    –В этом учебном году в школах по­лучают знания всего 1955 детей. Из них 1135 – татары, 368 – чуваши, 373 – русские. Кроме этого, в шко­лах учатся 29 юных представителей других национальностей и 50 детей из семей со смешанным браком.

    –Расскажите, пожалуйста, о том, созданы ли в районе условия для обучения и преподавания родных языков.

    –Да, все условия есть. В ответ на этот вопрос нельзя не привести еще не­сколько цифр. На родном татарском языке учатся 303 ребенка. Чуваш­ский язык как предмет изучает 221 ученик в шести школах. По языкам обучения функционируют русско- татарская гимназия, 8 татарских, 11 русских школ.

    –Фаузия Бариевна, не секрет, что главным условием успешно­го преподавания и обучения де­тей родному языку является на­личие учителей, преданных сво­ему делу, искренне любящих и знающих в совершенстве тот или иной язык. Достаточно ли в школах района учителей родно­го языка? Созданы ли все условия для преподавания родных язы­ков?

    – Вы правы, основу национально­го образования составляют кадры с соответствующей подготовкой. Во­прос об обеспечении школ учителя­ми родного татарского, чувашского языков в основном решен. Все учи­теля имеют высшее образование, соответствующее направлению де­ятельности. Татарский язык препо­дают 43 учителя, из них 39 имеют высшую и первую квалификацион­ную категорию. Все преподаватели периодически проходят курсы по­вышения квалификации. В школах района созданы и оборудованы 35 кабинетов родного татарского и чу­вашского языков, которые оформ­лены с учетом современных требо­ваний. Постоянно обновляется их материальная база, приобретаются учебники, аудио и видео материалы.

    Реклама

    –Жаль, но иногда изучению род­ного языка учеником препятству­ют его родители…

    –Да, такое бывает. В нашем районе по заявлению родителей выбрали 9 процентов обучающихся родной русский, 80 процентов – родной та­тарский, 11 процентов – родной чу­вашский языки. Учителя, препода­ющие в данном направлении, на достаточном уровне владеют ме­тодикой преподавания предметов, используют современные формы и методы работы. Для повышения их профессионального мастерства мы проводим различные семинары, в ходе которых учителя обсуждают вопросы о современных тенденци­ях в преподавании татарского языка и литературы, совершенствовании преподавания чувашского языка и литературы, обмениваются опытом.

    Преподаватели родного языка и ли­тературы принимают активное уча­стие во Всероссийском конкурсе ма­стер-класса учителей родного языка. В этом учебном году победителями конкурса стали учительница гимна­зии имени Наби Даули Венера Фаса­хова, учителя Чувашско-Бурнаевской и Юхмачинской школ Любовь Яргу­нина, Зиля Якупова. Учителя родно­го языка Чувашско-Бродской, Базар­но-Матакской, Каргопольской школ Рамиля Исхакова, Марьямия Галля­мова, Равия Гайнутдинова приня­ли участие во Всероссийском кон­курсе лучших педагогических прак­тик преподавания родных языков России. Учительница Старо-Челнин­ской школы Люция Ахметшина ста­ла призером Республиканской науч­но-практической конференции име­ни Фаниса Яруллина. Их успехи с од­ной стороны являются примером для других, с другой – дают импульс к изучению новых современных ме­тодик преподавания родных языков.

    – Наверное, находят отражение и в уровне знаний учеников этих преподавателей?

    – Несомненно! Наши дети талант­ливы, нам нужно только раскрыть и развивать их способности. В том числе и в изучении родных языков. Перечисление достижений учени­ков займет много места и времени. Назову лишь нескольких из них. В текущем учебном году четверо на­ших ребят стали призерами респу­бликанской олимпиады.

    На республиканском этапе между­народного конкурса чтецов «Джа­лиловские чтения» призерами стали ученица Чувашско-Бродской школы Аделя Зайдуллина и Нижне-Качеев­ской школы Ксения Терентьева. На Межрегиональных научно-практи­ческих чтениях имени Кояш Тимби­ковой победителями и призерами стали Эндже Газизова, Гулия Сафина, Регина Габитова из гимназии имени Наби Даули, Гузель Уразгильдеева из Верхне-Альмурзинской школы. И еще многие другие ученики рай­она являются призерами республи­канских, межрегиональных конкур­сов по родным языкам. Пока у нас есть такие учителя и ученики, изу­чение родных языков и использо­вание их в обиходе будет иметь на­дежное продолжение.

    – Спасибо за беседу.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: