Ильнуром Шагалиев: «В 4-летнем возрасте научился играть на гармони»
– Приходилось слышать и такое: довольно много композиторов утверждают, что они пишут музыку и без стихов и только потом подбирают их.
Мал золотник, да дорог...
– Я уже в 4-летнем возрасте начал играть на гармони, став постарше, кипел в эпицентре песенно-танцевальных мероприятий, на сегодня у меня есть уже около 25 своих песен, написал 125 мелодий на стихи разных поэтов, но до сих пор не хватало смелости, отваги, чтобы провести свой творческий вечер. Очевидно, пробил и мой час – после совета случайного знакомого я решился, – начал рассказывать он.
Мы беседуем с творящим свои мелодии самодеятельным композитором, автором-исполнителем Ильнуром Шагалиевым, родившимся в селе Новые Челны, с 9 лет росшим в Базарных Матаках, известным сегодня очень многим своими значащими песнями, преподавателем музыки гимназии имени Наби Даули и районной музыкальной школы, хорошо понимающим и знающим язык таких музыкальных инструментов, как гармонь, тальянка, баян, курай, синтезатор, со звучания лишь двух нот узнающим, о какой мелодии идет речь.
– Наверное, перед парнем, еще в 4-летнем возрасте научившимся играть на гармони, даже не возникал вопрос, кем стать в будущем.
– Безусловно, нет. Сразу после окончания школы поехал учиться в Елабужское училище культуры. Закончив его через 3 года, прямиком направился в Казанскую государственную академию культуры и искусств. Я и представить себя не могу в какой-нибудь другой сфере деятельности.
– Как вы считаете, от кого перешел к вам этот дар и получил такое раннее разви тие? – спрашиваю я, не зная, верить или не верить, представляя себе ребенка, не видного из-за гармони.
– Думаю, от дедушки Габдулхака моему отцу, а от него – мне. Хорошими гармонистами были также двое младших братьев мамы (один покойный). Хорошо помню, как повисал на шее отца, сидевшего на стуле и игравшего на гармони, и шептал: «Мне тоже хочется играть». Я вместе с соседскими мальчишками-сорванцами чуть ли не ежедневно забирался в срубы, где мы затевали разные игры, потом, чтобы никому не мешать, устраивался в бане и часами наигрывал разные мелодии. И если не отдавал этому занятию не менее двух часов, то казалось, что день прошел впустую, душа не находила покоя, пропадал аппетит.
– Помните самую первую выученную мелодию?
– Отчетливо сказать не могу, потому что разучивал каждую новую услышанную мелодию. А вот когда учился в 1 классе, девочки-одноклассницы под моё аккомпанирование исполняли очень популярную в то время песню «Жидегэн чишмэ». Это я хорошо помню.
«Есть и песни, написанные ночью»
– Ильнур Габдулхаевич, а вот как пишется песня? Наверное, нелегкое это дело.
– Приходилось слышать и такое: довольно много композиторов утверждают, что они пишут музыку и без стихов и только потом подбирают их. А я так работать не могу. Мне в первую очередь нужны стихи, важен их смысл. Думаю о том, как я сам восприму этот стих, каким образом хочу довести его до слушателя. И только после этого приступаю к делу.
– Каким темам отдаете больше предпочтения?
– Жизненным, не утрачивающим смысла и значения. Мне близки темы: жизнь, дети, друзья, родной край, счастье, мамы.
– Что можете сказать о первой своей мелодии?
– Это был 1999 год, когда я работал в доме культуры. Готовимся к концерту, ищем новые песни. И вот тут пришла в голову мысль: а не написать ли самому? В результате получилась довольно красивая песня. Написана на слова Марата Хамитова, называется «Энкэйлэрнен кадерен белеп яшик». Много и песен, которые я написал, проснувшись среди ночи.
– Вы работаете по многим направлениям: и педагог, и исполнитель, и композитор. И всё же, что из всего этого даёт вам больше вдохновения?
– Для меня нет таких понятий, как легко или трудно, нравится или не нравится. Я очень люблю разнообразную музыку. И музыку сочиняю не для того, чтобы прославиться. Рождение музыки – это творческое мгновение. Она идет из души.
– Как относятся к музыке ваши жена, дети?
– Супруга Альфия – многогранная личность. Во всех делах солидарна со мной. У всех трех детей есть способность слышать и понимать музыку, но особой тяги к ней пока не видно.
– Не хотите, чтобы кто-то из них стал продолжателем вашего творчества?
– Очень хотелось бы. Живу надеждой, что если не они, то кто-то из внуков последует по моему пути.
Долго беседовали мы с моим творческим, очень одаренным знакомым Ильнуром Шагалиевым. Безгранично довольный жизнью этот талантливый человек сейчас охвачен хлопотами и заботами, связанными с проведением своего творческого вечера. Хочется пожелать ему лишь успехов, крыльев, простора, любви зрителей его будущим песням.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев