Алькеевские вести
  • Рус Тат
  • Изобретатель из Алькеевского района «заразил» любимым делом всю семью, а теперь создал и свой ютуб-канал

    На каждой крупной выставке сельскохозяйственной техники района, где ровно в ряд выстраиваются мощнейшие трактора с громкими названиями типа «Акрос», «Нью Холланд», «К-740», скромно, но гордо стоят небольшие творения рук местных Кулибиных – самодельные машины, мотоблоки, другие агрегаты. Именно около них и толпятся зрители, стараясь рассмотреть каждую деталь, именно их хозяевам задают множество вопросов, с ними хотят сфотографироваться на память. Чтобы поближе познакомиться с одним из изобретателей такой техники, ранним утром мы направились в село Нижнее Колчурино.

    Реклама

    Дом Мурзаковых  нашли сразу – у ворот стоял груженный сеном нестандартный грузовик. Как оказалось позже, не грузовик, а трактор. Необычными самодельными вилами-рожнецами с тремя зубцами разгрузкой подсохшей луговой травы были заняты глава семьи Николай Александрович, его супруга и тринадцатилетний внук.
    Известный на всю округу местный Кулибин дядя Коля оказался открытым, словоохотливым человеком – настоящая находка для журналиста. Он без утайки рассказал и показал все агрегаты, созданные своими руками, у каждого из которых своя, очень забавная история.
    – Одним из первых больших моих «детищ» был самодельный снегоход с кабиной, который я собрал в 1987 году из старого автомобиля-инвалидки, установив мотор от мотоцикла «Планета-5», – поведал рассказчик.
    – Меня не раз возил на снегоходе к стоматологу в Нижнее Алькеево за 16 километров. Очень быстро и комфортно, – добавляет супруга изобретателя Зоя Михайловна.
    Через год «на свет появился» мотоблок с мотоциклетным мотором, который впоследствии стал мини-трактором с различными насадками для посадки, обработки, уборки картофеля и косьбы сена.
    – Мотоблок очень нужен на селе, тем более, если есть скотина, но он громоздкий, неповоротливый. Поэтому для работы на небольших участках я решил сконструировать культиватор, использовав редуктор от мотобура.
    Кстати, по словам Николая Александровича, в хозяйстве содержатся «животные на букву «К»: козы, кролики, куры».
    Самое крупное свое изобретение местный умелец собрал четверть века назад из двигателя автомобиля «ВАЗ», рам двух швеллеров от списанных комбайнов, двух коробок передач от автомобилей «ВАЗ» и «ЗИЛ-130»
    – Как корабль назовешь, так он и поплывет. Сначала решил дать трактору имя «Мустанг». Но мустанг – это необузданная, неуправляемая лошадь. Так и моя техника не хотела слушаться, то и дело норовила проявить свой дикий характер. Через пару месяцев я назвал трактор «Мурзтанк» (сокращенно от танк Мурзакова), с тех пор техника исправно служит, получил на нее свидетельство о регистрации, – сообщил дядя Коля.
    Откуда же взялся в сельской глубинке мастер с золотыми руками, кто его научил, вдохновил?
    – Папа оставил семью, когда я был совсем ребенком. Но те, кто его знает в селе, говорят, что он был умельцем на все руки. Видимо, гены сделали свое дело – после окончания школы я поехал учиться в Тетюшский совхоз-техникум на механика, – разматывает клубок памяти мой собеседник, делясь крохотными, но очень теплыми воспоминаниями о своем родителе. Тем самым проникаешься уважением к Николаю Александровичу, который с сожалением рассказал о своей неосуществленной мечте съездить к отцу в Абакан после армии из-за его трагической смерти.
    – Николай был единственным студентом-механиком из нашего района, остальные учились на агронома. Я получала образование в Тетюшском педагогическом училище. Меня всегда интересовало, почему Коля не захотел стать агрономом, как все. Вот уже 37 лет совместной жизни он отвечает на этот вопрос не словом, а делом, – улыбаясь, поддерживает разговор очень милая женщина.
    Она, между прочим, рассказала, что в первое время после свадьбы свекровь запирала гараж на ключ, чтобы сын не засиживался до полуночи «со своими железяками».
    Друг за другом на свет появились две дочери Настя и Тоня. Словно мальчишек воспитывал дочерей, увлеченный изобретательством папаша. Он показывал и рассказывал о каждой технике, агрегатах, водил на экскурсию на базу сов-хоза, где работал механиком, да так, что к окончанию школы девчата могли с закрытыми глазами разобрать и собрать розетку, отремонтировать утюг, починить стиральную машину.
    Есть у местного Кулибина и свои последователи. Оказывается, несколько лет герой нашего рассказа работал в школе. За время учительствования увлек конструированием из подручных материалов, старых механизмов не один десяток сельских ребят. Некоторые из них до сих пор созваниваются с бывшим учителем, просят совета или помощи в прикладной механике и не только. Словно собственного сына любит Мурзаков прилежного ученика, последователя его идей Коленьку, который уже давно Николай Егоров –мастер своего дела, известный в близлежащих районах специалист по обслуживанию двухконтурных котлов. Преемник уже соорудил по схемам и чертежам учителя свой первый снегоход.
    Своим стремлением модернизировать старую технику, облегчить сельский труд Николай «заразил» и свою жену, которая смело садится за руль трактора и умело налаживает контакт в электропроводке на «Мурзтанке» в отсутствие мужа. Под стать деду и внук Артем. Он показал нам свое первое творение – навесное оборудование к велосипеду. Тележка крепится сзади железного «коня» на своеобразный механизм. Так что внук за одну поездку обеспечивает 40 литрами воды из родника – теперь бабушке не надо ходить за тридевять земель к источнику с коромыслом на плечах.
    Знания и умения сельского Кулибина пригождаются постоянно. Почти четверть века Николай работает кочегаром в начальной школе. В первое время, несмотря на большой расход угля, здание плохо прогревалось. Школа дореволюционных годов постройки, старая, деревянная – подумали бы многие и махнули рукой. Ан нет! Наш умелец переделал всю систему отопления, смастерил новый котел так, что в здании было тепло и уютно даже в морозные дни. Позже школа стала отапливаться «голубым» топливом. Не вопрос для местного умельца и высоченный дымоход, который надо ежегодно белить к приезду приемочной комиссии. Из тормозной камеры от «ЗИЛ-130» он соорудил краскопульт. Так что побелка трубы осуществляется за считанные минуты, при этом еще выходит экономия раствора.
    Наш местный изобретатель не останавливается на достигнутом, недавно даже открыл свой YouTube-канал, где делится накопленным годами опытом. Подписчиков пока немного, но разве это важно для увлеченного человека?!

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: