Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Новости

«Я – счастливый человек», - говорит яркая личность, одна из долгожителей Алькеевского района Мария Скворцова

Говорят, не годы определяют возраст человека. И действительно, бывают люди, которые с молодости, еще не повидав, не познав жизни, постоянно ворчат, чем-то недовольны, ничего их не устраивает. И в то же время есть такие, кто, уже пройдя сложный и ухабистый жизненный путь, остаются молодыми и чистыми душой и чувствами, не...

Говорят, не годы определяют возраст человека. И действительно, бывают люди, которые с молодости, еще не повидав, не познав жизни, постоянно ворчат, чем-то недовольны, ничего их не устраивает. И в то же время есть такие, кто, уже пройдя сложный и ухабистый жизненный путь, остаются молодыми и чистыми душой и чувствами, не уставшими от бремени прожитых лет, продолжающими любить жизнь, сохранившими верность своим принципам, верящими в свои силы, шагающими в ногу с эпохой. Именно к таким оптимистичным людям относится ветеран труда и тыла, педагог Мария Скворцова. Она - уникальная личность, ее по праву можно называть живой энциклопедией района. Вряд ли кто так хорошо и глубоко знает историю Алькеевского района, как она. У Марии Ивановны, на днях отметившей свое 94-летие, по-прежнему хорошая ясная память. Она чувствует дыхание времени, интересуется событиями в жизни района, республики, мира, получает удовольствие от общения с людьми. У всесторонне и глубоко образованной, с широкими взглядами, прямой и откровенной Марии Ивановны свое отношение к каждому вопросу в жизни. Мне посчастливилось побеседовать с умудренным жизнью педагогом-ветераном в день ее рождения.

- Мария Ивановна, мы довольно часто обращаемся к вам с вопросами об истории, тех или иных личностей района, и всегда получаем от вас интересные и исчерпывающие ответы. Пожалуйста, давайте в этот раз расскажите о себе.

- Мои родовые корни связаны с Базарными Матаками. Здесь я родилась, здесь, на глазах односельчан, земляков прошли вся моя жизнь и трудовая деятельность. Мой отец, Иван Михайлович, был крестьянином-середняком, обладал удивительным трудолюбием, не признавал табака, спиртного. Не чуралась никакой работы и мама. Они содержали скотину, другую живность, выращивали овощи, особенно много капусты. Отец от темна до темна работал в поле. Благодаря их трудолюбию наша семья была крепкой, с достатком.

Папа прошел через всю первую Мировую войну, был командиром эскадрона, награжден двумя Георгиевскими крестами. Участвовал в гражданской войне, Октябрьской революции, рассказывал о боях против армии Колчака. Папа был первым председателем Базарно-Матакского сельского Совета. Потом он работал мастером в районном дорожном отделе, до 70 лет трудился там. Отец активно участвовал в церковной жизни Базарных Матак, он пел и выполнял роль дьякона, руководил певчими. В 1931 году начались гонения церкви. Пришел день, когда в селе сбросили церковный колокол. Для людей это стало трагедией, все жители села собрались около церкви. Еще помню, как конная милиция разгоняла их. Священника арестовали. Увели и заточили в тюрьму папу и церковного старосту Гаврила Дормидонтова. Тюрьма располагалась на месте теперешней редакции. От них потребовали дать показания против священника. Однако папа ни слова не сказал. Потом их перевели в Спасскую тюрьму, а через полгода освободили.

- Вы рассказывали, что у Вас мама умерла молодой…

- Моя мама, Антонина Владимировна, скончалась в 45 лет. Она была первой красавицей села, деловой, сильной, умной женщиной. Они с папой любили друг друга, жили в полном согласии. Когда мама щипала лучину, в палец попала заноза. Он опух, началось заражение крови. Через две недели мамы не стало. Это было весной 1939 года. Из Салманской больницы поступила телеграмма, чтобы мы приехали и забрали маму. Мы думали, она выздоровела… Папа был на работе, я, ученица 9 класса, на запряженной лошади поехала в Салманы. Стояло время весеннего половодья, в реке Нохратке поднялась вода, течет по мосту. Сильным течением унесло и перила моста. Лошадь боится зайти на мост. После долгих понуканий все же пошла несчастная. Ох и ругали меня взрослые позднее, узнав об этом. Ты же на верную смерть шла, сказали они. Когда я доехала до больницы, мама была в очень тяжелом состоянии, уже и разговаривать не могла. Смотрит на меня, а у самой слезы из глаз катятся. Этой же ночью умерла. После случившегося отец ходил потерянный. А надо было вести хозяйство, растить детей. Через некоторое время он женился. Моя мачеха, Марина Арсентьевна, была замечательным человеком. Всю жизнь, как могла, поддерживала меня, помогала растить детей. Я ей очень благодарна. Она умерла в 94 года.

- Мария Ивановна, какими были Базарные Матаки в пору Вашего детства?

- Это было большое село с 500 дворами. Основное население составляли русские, были лишь три татарские семьи. На месте нынешнего центрального парка еженедельно собирался большой базар. Он начинался еще в пятницу вечером, съезжался народ из Спасска, Димитровграда, со всей округи. А в субботу уже шумел большой базар. Там торговали лошадьми, овцами, другой скотиной, сеном, овсом, мясом, маслом, медом, яблоками, мануфактурой. Моя мама продавала капусту, лук, на эти деньги покупала нам одежду. А в октябре в селе начинается ярмарка, она продолжается всю неделю. Мы, детвора, на ярмарке досыта катались на карусели. За это требовалось заплатить три копейки. Карусель крутил один человек, находясь в кабине посредине.

- Как коснулась вашей семьи коллективизация?

- В 1931-32 годах народ начали почти насильно сгонять в колхоз. Наибольшую активность в этом деле проявляли те, кто не имел своего скота, хорошего жилья и земельного участка, беднота, нищие. Конечно, никому не хотелось отдавать в колхоз нажитых своим трудом животных, имущество. Чтобы избежать принуждений, отец уехал на лесозаготовки. Разумеется, нас не оставили в покое - пришел колхозный «актив» и увел со двора лошадь, корову. Уже даже тесовую крышу начали разбирать, но мама как-то смогла сохранить крышу и последний мешок муки. И семья отца моего папы была зажиточной. Они тоже отказались вступать в колхоз. Таким хозяйствам, в том числе и семье деда, объявили «бойкот». К их домам приколотили доски со словом «бойкот», им не разрешалось заходить к кому-либо, общаться с кем-то. Запрещали также топить печи. Но и этим не ограничились - позднее у деда конфисковали и всю скотину, дом.

Колхозы начали создавать без всякой подготовки. Не было ни животноводческих помещений, ни специалистов для работы. Коров держали закрытыми в каком-то загоне на краю села. Мы с сестренкой ходили туда, чтобы увидеть нашу Красулю, рвали ей траву. Через некоторое время из-за плохого ухода эти буренки пали. Когда в 1933 году была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов», прекратилось принудительное включение селян в колхозы, народ смог вздохнуть свободно. А со временем колхозы укрепились. Припоминаю еще, в 1937 году был очень хороший урожай хлеба. Ездили с обозами с красным флагом и раздавали хлеб колхозникам.

- Мария Ивановна, Вы ведь пережили ужасы Великой Отечественной войны, трудились в тылу, внесли свой вклад в победу.

- Летом 1941 года я окончила среднюю школу и собралась поступить в Казанский химико-технологический институт. Но в этот год ввели плату за обучение в техникумах и вузах, старших классах школ. Поэтому об институте пришлось забыть на некоторое время. Впрочем, тем летом рухнули все планы - началась война. Почти все десятеро наших ребят-одноклассников ушли на фронт. Пятеро из них - Саша Кузьмичев, Павел Чукляев, Сергей Цветков, Степан Мынов, Саша Каштанов погибли за Родину. В село то и дело приходили скорбные вести. Нелегко было и оставшимся в тылу. Какую только работу не приходилось выполнять. Меня назначили инспектором-бухгалтером по государственному обеспечению. Я вела работу отдела гособеспечения по оказанию помощи семьям военнослужащих. Потом была пионервожатой, учителем. После своей основной работы шли помогать колхозу, выполняли общественные поручения. Невозможно в полной мере рассказать о страданиях, пережитых народом в годы войны. Ужасный голод, непосильный труд… Но у людей были сильные стремление и вера в победу. Народ был дружным, единым, как бы тяжело не было, не падал духом. Вечерами мы и в клуб ходили, ставили концерты, организовывали вечера танцев.

И папу забрали на фронт. Около года пробыл он на армейской службе. Рассказывал, как на лошади подвозил продовольствие в войска, обороняющие Москву. А мама в течение двух месяцев копала траншеи в Сталинградском направлении.

- Ваш муж ведь тоже был фронтовиком. Расскажите о своей личной жизни.

- Летом начала войны мы поженились с односельчанином Руфом Мухиным. Он 1915 года рождения, высокий, очень симпатичный, порядочный парень. Работал заведующим Сберкассой. Но война… Муж был коммунистом, имел броню, но в сентябре 1941 года добровольно ушел на фронт. Я осталась беременной, в 1942 году у нас родилась дочь Ида (она сейчас живет в Казани). Руф на войне был политруком, командиром артиллерийской батареи. В 1946 году он вернулся с войны в звании старшего лейтенанта. Получил контузию, очень сильно подорвалось здоровье. Когда шли тяжелые бои, они ночью вышли к реке. Стояла летняя жара, мучила жажда. Досыта напились воды из реки. А когда рассвело, смотрят - по всей реке трупы… Почти каждый отравился трупным ядом, кто-то и скончался. И муж после этого остался больным. Выйдя на заслуженный отдых, прожил недолго… Я сегодня живу с семьей нашего сына Евгения.

- Мария Ивановна, Вы 40 лет своей трудовой деятельности посвятили обучению и воспитанию детей. Как мне известно, всю жизнь выполняли общественные дела, Вы - авторитетный, уважаемый человек в районе. И Ваши ученики до сих пор с глубоким уважением вспоминают Вас, называя «педагогом от Бога». Как Вы этого достигли?

- Я преподавала в Базарно-Матакской средней школе историю и обществоведение. Заочно окончила институт. Никогда не забуду, как нелегко было начинать учительствовать, заставлять детей слушаться. Но я очень сильно работала над собой. Всю жизнь училась, не переставала пополнять свои знания. Убеждена: учитель должен в совершенстве знать свой предмет. Только тогда он сможет давать детям должные знания, снискать авторитет. Я старалась тщательно подготовиться к каждому уроку, быть в курсе событий в мире, политической жизни. Вела краеведческий кружок, вместе с моими учениками писали историю Базарных Матак. Я любила свою работу, она мне никогда не надоедала. Даже малейшего желания не было уйти из школы. Приглашали на должность секретаря райисполкома, сразу отказалась, потому что не представляла себя без школы, без моих учеников.

Я и общественные дела вела с большим желанием, увлечением. Была лектором, руководила лекторской группой. Ездила на семинары, выступала перед народом. На протяжении десяти лет руководила первичной парторганизацией Базарно-Матакской средней школы. Не была двуличной, смело высказывала свою точку зрения. Превыше всего ставила интересы школы, учащихся. Я стала «причиной» увольнения двух директоров школы. Не могла терпеть действия тех руководителей, с прохладцей относившихся к организации работы, своим поведением пятнавших звание педагога, коммуниста. Поднимала этот вопрос на партийном собрании. Один из тех директоров, уходя, еще и пригрозил мне.

- Мария Ивановна, Вы выглядите значительно моложе своих лет. Как думаете, в чем секрет долголетия?

- Я благодарна Богу за то, что в уме и здравии дожила до такого возраста. Что относится к секрету, во-первых, наверное, это связано с наследственностью. Оба моих деда умерли, перешагнув 90-летие. Папа умер в 92 года. Проживавший на Украине младший брат Василий скончался, достигнув 87 лет. Моей младшей сестре 91 год. Она тоже живет на Украине. Сердце болит за нее, сегодня там очень тяжело жить.

Говорят, продолжительность жизни связана с образом жизни. Я никогда не ела жирной пищи. Отдавала предпочтение молочным продуктам, овощам, зелени. Как уже говорила, любила свою работу, получала от нее удовлетворение. Я никогда не сидела без дела - любила шить, вязать. Себе и детям вязала кофты, скатерти, кружева??? И сейчас еще, бывает, сажусь за швейную машинку. Люблю работать и в огороде. Вот и нынче выращивала морковь, лук, огурцы, помидоры, петрушку, салат, занималась их засолкой. Стараюсь всегда быть в движении, занимаюсь гимнастикой. До 60 лет каталась на лыжах.

Хожу в церковь, там получаю душевный покой, моральное удовлетворение. Всегда находила общий язык с людьми, хорошо относилась к ним. И сейчас общаюсь с подругами, бывшими учениками. Мне в жизни встречались только хорошие люди. Мой жизненный путь был красивым, содержательным. Я - счастливый человек.

- Большое спасибо, Мария Ивановна, за эту беседу. Мы Вас очень любим. Доброго здоровья и душевного покоя Вам на долгие годы.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев