«Здесь я обрела свое счастье» - , говорит 96-летняя жительница Алькеевского района Татьяна Андреева
В Чувашском Бурнаево проживает 96-летняя учительница чувашского языка Татьяна Андреева, которая привила любовь к родному языку не одному поколению мальчишек и девчонок
Таня родилась в поселке Тимофеевка Самарской области вторым ребенком в семье с семью детьми. Отец участвовал в гражданской войне, а во время Великой Отечественной работал на военном заводе, мать трудилась в колхозе. После окончания школы девушка поступила в Ульяновское педучилище, но не доучилась, так как вышел закон о платном обучении. А для многодетной сельской семьи 150 рублей – это неподъемная сумма.
Вернувшись в деревню, Татьяна работала в местном хозяйстве, объединяющем 4 деревни.
– С сожалением вспоминаю жителей соседней немецкой деревни, которых с началом войны переселили куда-то в тайгу. Это были исключительно аккуратные, старательные люди, благодаря которым каждый в округе знал хоть пару словечек на немецком. Как сейчас помню, «фрау» – это женщина, а «хай»-сено», – разматывает клубок памяти героиня нашего рассказа.
Узнав, что в соседней Татарии можно получить образование педагога бесплатно, девушка, с детства мечтающая стать учителем, поступает в Аксубаевское педагогическое училище. Ее взяли сразу на второй курс. Чтобы протопить свою комнату в общежитии, девушки сами заготавливали дрова, сами его кололи.
– Ох, какие были тогда холодные зимы! Чтобы как-то согреться, на ночь танцевали, только потом ложились в постель. Однажды из-за нехватки дров даже сожгли в печи часть изгороди. Ой, как нам тогда попало! Ладно, не отчислили! – рассказывает моя героиня, при этом заливается заразительным смехом.
В холодную зимнюю стужу девушек отправляли рыть окопы, рубить лес в Сибири, а некоторых забрали на фронт.
Вещмешок с синей заплаткой
В Кузнечихинский район выпускница педучилища добиралась пешком, порой оставаясь на ночевку у незнакомых людей.
– Шла лесом до Чувашского Брода, потом до Сиктерме. В отдел народного образования я пришла с вещмешком с заплаткой. Заплатка синяя, пришита коричневыми нитками, – вспоминает наша героиня.
Оказывается, в те послевоенные годы тоже давали подъемные молодым специалистам, помогали с жильем, обустройством быта. Да только нельзя сказать, что нашей молодой учительнице повезло в этом плане.
– Я получила 250 рублей, а ведро картошки стоило 100 рублей. Меня поселили в семью мельника, где помимо самих хозяев проживали еще взрослые сыновья. Определили скамейку у дверей-вот и все условия, – со слезами на глазах повествует бабушка.
Настали для молодой учительницы нелегкие времена. Хозяева, к которым подселили девушку, оказались людьми жадными до денег. Ведь за проживание квартирантки полагались денежки. А еще выдавался кубометр дров. А вот накормить щами из общего чугунка маленькую, худенькую девушку, у которой не было вблизи ни одной родной души, не считали нужным.
Молодому специалисту пришлось ходить полуголодной и давать уроки. А в классах было по 42 ученика.
– Тяга к знаниям в послевоенные годы была очень сильной. Авторитет учителя непререкаем. Страна вставала с колен, строила новое, светлое будущее. Потребность в грамотных кадрах большая. К сожалению, люди не умели писать, считать, многие вместо подписи ставили крест при получении хлеба за трудодни. Постепенно стали возвращаться солдаты, часто с увечьями, без рук или ног, – вспоминает Татьяна Васильевна.
Соседский сын Ваня
В 1947 году с фронта вернулся и соседский сын. На груди Ивана Андреева красовались ордена Красной Звезды и Отечественной войны.
– Ваня был очень высоким, статным. В ту пору мужчин на селе было очень мало, а тут холостой, рослый красавец, герой, да еще на гармони играет. Одним словом, завидный жених. Ну как тут не ответить взаимностью на ухаживания?! – делится сокровенным бабушка, при этом она вся зарде
лась, заулыбалась, словно это было не более семи десятков лет назад, а только вчера.
Через год молодые сыграли свадьбу и стали жить в доме Ивана.
– Из богатств в доме Андреевых – большие полати и длинный стол со скамейками, а на окнах – вышитые невиданным в моей родной Тимофеевке узором занавесочки с чувашским национальным орнаментом. Свекровь оказалась поистине душевной, доброй женщиной. Несмотря на многолетнее вдовство (отца семейства повесили за отказ идти в колхоз), смерть маленькой дочери, она сумела сохранить теплоту души, была отзывчивой, открытой и сердечной. Вот так за сотни верст от родного дома я обрела семью, счастье, покой, – повествует моя собеседница.
Детки
Через год в молодой семье появилась на свет дочь Люда, а затем сыновья Игорь, Валера и Саша. К сожалению, младший сын умер совсем ребенком. В возрасте 8 лет он заболел желтухой, которую сразу не опознали.
– Мой Сашенька постоянно хотел спать, а у нас как раз время убирать картошку…Когда увезли в район, было уже поздно, – вспоминает она, при этом утирает платочком скатившиеся по лицу слезы.
Супруг приезжей учительницы был человеком образованным для своего времени, бережливым, экономным, любил во всем порядок. Поэтому ему в основном поручали работу, сопряженную со счетом, деньгами. Иван Андреевич был бригадиром, продавцом в магазине повседневного спроса, учителем математики, даже возглавлял некоторое время местный сельсовет.
Учительствование
– Я преподавала в начальных классах, обучение велось на родном чувашском языке. Очень многие слова отличались с теми, что употреблялись в речи у нас в Самаре. Изо дня в день я учила молодое поколение читать и писать, любить советскую страну, беречь наш красивый и певучий чувашский язык, его культуру и традиции. При этом дети «обогащали» мою речь новыми выражениями и словами, которые были свойственны жителям Чувашского Бурнаево. Так что через пару лет моего учительствования в Татарии, в родной деревне меня полушутя называли татарочкой, – улыбаясь рассказывает бабушка.
В те годы учитель на селе выполнял не только свою основную работу, но и большую общественную. Он был уважаемым человеком, на которого равнялись многие. Поэтому политическая пропаганда социалистического строя, воспитание ненависти к буржуазному Западу ложились на плечи все тех же педагогов.
– Каждый день после уроков проводились разные мероприятия. Будь то производственное совещание, педсовет, партийное собрание, заседание объединения классных руководителей, политинформация – везде обязательна стопроцентная явка. Долгие годы школой руководил Дмитрий Васильевич Дулатов. Он был требовательным руководителем, эрудированным, мыслящим на шаг вперед человеком. В нем сочетались такие черты, как суровость и в то же время справедливость. Он всегда критиковал прямо в лицо, при этом умел видеть положительную работу, – говорит Татьяна Васильевна.
Городская учительница (так в первое время называли нашу героиню) и сама была активным человеком, не боялась никакой работы. Оказывается, ей чаще других поручали написание докладов. Как сейчас, помнит она свое выступление о роли советской женщины на вечере ко Дню 8 марта, а доклад «Боевой путь комсомола» ей пришлось не только написать, но и выучить за ночь-ведь надо было выступать перед представителями из райкома комсомола.
– В последние лет десять я преподавала чувашский язык и литературу. Моих первых выпускников уже совсем мало на белом свете. А я задержалась как-то… С любовью вспоминаю своих отличников и активистов, благодаря которым наш класс занимал первые места в учебе, на смотрах песни и пляски, спорту. Вот имена некоторых из них: Саша Фофанов, Алик Марков, Нина Емелюкова, Надя Антонова...
Как же по жизни без песни?!
Супруг учительницы оказался очень музыкальным человеком, без его участия не проходило ни одно мероприятие в клубе.
– Иван очень душевно играл на балалайке, а я подпевала. Особенно часто исполняли песню на родном языке «Чебоксарские зори». Сейчас таких красивых песен уж не поют, – жалуется бабушка, при этом махнув рукой. Дескать, бесполезно.
Оказывается, тогда новым песням обучали по радио. Говорили текст, отдельно звучало музыкальное сопровождение. Вот за эти считанные минуты радиослушатели умудрялись выучить песню, а затем исполняли ее со сцены сельского клуба.
– Как-то раз показали фильм «Три танкиста», так песню из этого кино пели все от мала до велика. Словно утреннюю молитву, каждый день исполняли и на уроке пения – дети просили, – вспоминает моя собеседница.
Вот так день за днем, год за годом обучила она не одно поколение ребят и девчат.
Любовь – главный мотив жизни
Сотни выпускников Татьяны Васильевны разлетелись по стране и за ее пределы. Но приезжая в родную деревню, обязательно навещают педагога-ветерана, справляются о ее здоровье.
– Почти каждый день заходит соседка Вера Яковлева. То пирогов напечет, то молочка занесет, а вчера принесла отведать рыбку. Она не из нашей деревни, родом из Новой Тахталы. Дай Бог ей здоровья, – делится бабуля.
В конце прошлого года наша учительница похоронила сына Валеру, который жил в деревне по соседству. Сейчас за ней ухаживает дочь Людмила, которая приехала из Москвы.
До последнего времени почти ровесница века жила одна, присматривала за курами. Но после ухода из жизни сына резко сдала.
Нечасто, но навещает маму и сын Игорь, который после окончания речного техникума был по направлению отправлен на работу на реку Лена, да так там и остался.
Сегодня героиня нашего рассказа не так хорошо слышит, однако говорит очень красиво, певуче, ее слова ласкают слух. Время от времени прикасаясь своими худощавыми руками к собеседнику, акцентируя внимание на главных моментах, она без ужимок, секретов, желания понравиться, открыто и душевно поведала свою историю жизни. Главным мотивом которой является любовь. Любовь к людям, к жизни во всех ее проявлениях, к родному чувашскому языку, его культуре, традициям. А на прощание она пропела следующие строки:
И чувашский мой напев ты услышишь вдруг,
И вплетешь свои слова в песенку мою –
Облетит она тогда всю страну вокруг,
Ну а завтра я еще для тебя спою.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев