Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Новости

Знаменательный юбилей своего 90-летия отметила Назия Гатауллина

Солидный, знаменательный юбилей своего 90-летия отметила в конце октября моя мама – Назия Шарифулловна Гатауллина.


Много теплых поздравлений с добрыми пожеланиями приняла в свой адрес ветеран-педагог, всю свою жизнь – начиная с молодости и заканчивая выходом на достойный отдых – с любовью, добросовестно, прилагая всё свое старание, обучавшая детишек начальных классов в Алпаровской средней школе. 

Было море поздравлений

Заместитель главы района Рашит Билалов и глава Алпаровского сельского поселения Ренас Салахов вручили юбилярше Благодарственное письмо и памятный подарок от имени руководителя района. «Мы желаем Вам принять поздравления еще и в связи с исполнением 95-летия», – сказали они, выражая и свои светлые пожелания. 

Назию Шарифулловну горячо поздравил лично от себя и от имени руководителей районного управления образованием, райкома профсоюза работников образования и науки  директор Алпаровской средней школы Раиль Гатауллин. 

– Несмотря на десятилетия, прошедшие после Вашего выхода на пенсию, Ваши ученики до сих пор с любовью и уважением вспоминают Вас, – сказал он, вручая ветерану букет цветов. 

Чего-чего, а учеников у моей мамы, 35 лет проработавшей в школе, очень много. Вот и Исламия Хасаншина, пришедшая вместе с Раилем Мударрисовичем поздравить ветерана-учителя от имени школьного профкома, произнесла такие слова: «Это же Вы научили меня читать и писать!». 

– Ты у меня молодцом была, только на «пятерки» училась, – похвалила ее в свою очередь мама, отлично помнящая все события далекой поры, своих воспитанников. А поздравления продолжали сыпаться. Ей звонили, присылали письменные сообщения из разных уголков республики бывшие ученики, выражая любовь и признательность. Конечно, многое повидавшая в своей жизни мама была очень тронута таким вниманием. А трудностей на ее долю выпало с избытком. Она – ребенок военной поры. Училась в школе в годы, когда у людей не было одежды, достатка в продуктах питания. Всё выдержала, всё перетерпела, но образование получила. В памяти мамы хранится много воспоминаний, связанных с периодом Великой Отечественной войны. Я остановлюсь на некоторых, полагая, что, прочитав их, представители старшего поколения вспомнят своё детство, а для молодых они послужат наукой. 

С уважением вспоминаю первого учителя 

«В 1942 году я поступила в первый класс в родном селе Ургагары. Представители органа просвещения обошли всё село, записав фамилии детей, которым исполнилось 9 лет, и пригласили их на учебу. В классе бывшего медресе собрались много мальчишек и девчонок моего возраста. Ни у кого нет ни портфеля, ни книг, ни тетрадей. Нашего учителя звали Розой. К сожалению, ее фамилия уже стерлась из памяти. Она пишет на доске буквы, а мы громко читаем их. Писали чернилами. Нет и чернильниц, чтобы у каждого своя была… На столе учителя стоит стеклянная посуда очень красивого зеленого цвета. Чернила только в ней. Мы подходим к столу по одному и макаем в нее свои ручки. Только и слышно, как стучат по полу прикрепленные к нашим лаптям деревянные подошвы… Уж не помню, сколько терпела наша учительница. Но однажды не выдержала этого стука – взяла ту посуду с чернилами и запустила в стену… Так никто и не стер это пятно. Даже после окончания школы, бывало, я заходила в тот класс, смотрела на это чернильное пятно на стене и вспоминала свою учительницу. Помню и одно ее выражение: «Вы меня, даже не отметившую своего 18-летия девушку, в гроб вгоните». Значит, ее сразу после окончания 10 класса взяли обучать детей, думаю я. Как бы то ни было, вспоминаю ее с уважением. Даже горжусь: я – ученица этого учителя, обучавшего нас без книг, смогла стать педагогом. Что хочу сказать: из переполнявших класс детей только 12 смогли окончить школу. Многие из них с наступлением холодов пропускали занятия, потому что не было теплых обуви и одежды».

В училище дали основательные знания

«После окончания средней школы в 1953 году мы, трое учащихся нашего класса, захотевших стать учителями, решили поступить в Спасское педучилище имени Надежды Крупской. В то время оно считалось одним из самых передовых учебных заведений. Первым был назначен экзамен по русскому языку. Довольно большая аудитория. Преподаватель – русская женщина читает нам вслух текст диктанта. Мы, сидящие в небольших комнатах и, глядя в рот преподавателя, пишущие диктант дети, плохо его слышим, то одно слово пропускаем, то другое… В общем, написали, как смогли… Стоял красивый жаркий летний день, отправились купаться. Возвращаясь обратно, встретили выходящих из педучилища своих товарищей. Оказалось, что они забрали документы. Мы тоже, словно ничего не случилось, отправились забирать свои бумаги. В коридоре встретили директора. 
– Куда идете? – спрашивает он. 
– Забирать документы, – отвечаем мы. 
– Как твоя фамилия? – обращается он ко мне. 
– Аглиуллина, – говорю я, называя девичью фамилию. 
– Ты пока остаешься для сдачи остальных экзаменов… 

В списке нас было 55 человек. Получается, директор запомнил фамилии сдававших экзамен. Я даже по истечении многих лет с восхищением вспоминаю этого преподавателя. 

Возможно, по русскому языку написала и не совсем хорошо, но всё же обнадеживающе, думаю я. Далее мы сдавали экзамены по математике, геометрии, конституции. Их я знала хорошо, и поэтому в списке 33 поступивших абитуриентов оказалась и моя фамилия.
Мы учились в послевоенные годы, когда не хватало даже еды. Столовая имеется, но в ней кормят детей-сирот. Заходить туда, чтобы самим что-нибудь приготовить, запрещалось. Так и питались привезенными из дома сухарями, макая в кипяченую воду. И утром то же, и в обед, и вечером… Чтобы купить что-то, нет денег. Чуть ли не до голодной смерти дошла… К счастью, первые экзамены сдала на «пятерки» и начала получать стипендию. Появилась возможность заходить в государственную столовую и обедать… Несмотря на все трудности, не возникало и мысли бросить всё и уехать домой. Очень сильным было желание учиться…

Добросовестно трудились и наши преподаватели, очень старались сделать нас образованными. Тех, кто слабо понимал изучаемые темы, оставляли на дополнительные занятия. «Это вам понадобится», – говорили они. И действительно, с данным ими образованием я проработала всю жизнь. Спасибо им…

Работали даже не ради денег

Я хорошо знала, что мама любит учительское дело, и всё же как-то спросила: «Тебе никогда не хотелось сменить профессию?». 

– Если бы мне вернули молодость, я бы снова выбрала этот путь. В те годы мы работали даже не ради денег. Дети поступали в школу безо всякой подготовки. Многие не то что читать, но и до 5 считать не умели. И их родители с раннего утра до позднего вечера на работе, детей много, заниматься с ними нет возможности. Знаешь, как я радовалась после того, как дети, изучив азбуку, начинали читать по слогам! Для учителей это было равнозначно появлению зеленых всходов на поле после сева. На занятия приходила, соскучившись по детям. Они видели и все происходящие в тебе перемены, и сами, если приходили в школу в новой одежде, тёрлись рядом, чтобы и мы заметили обновку. А сами каждому слову верили, принимали за действительное. Поэтому требовалось бережно относиться к их чувствам, быть справедливой…

Старательно трудившегося педагога замечало и руководство – маму много раз награждали Благодарственными письмами, Почетными грамотами. Самая высокая награда – нагрудный знак «Отличник народного просвещения Российской Федерации» и звание «Ветеран труда», присвоенное при выходе на пенсию. 

– Вот уже и отдыхаю столько же, сколько проработала – 35 лет назад ушла на заслуженный отдых. Возможно, это долголетие – подарок за мои добрые дела, – говорит она. 

Мама – мой советчик, опора

Ее доброта и милосердие – безграничны. Ведь мама с папой вырастили и поставили на ноги и детей-сирот. И как хорошо, что ни один из воспитанных ими детей не перечеркнул их надежды, нашел достойное место в жизни. Мама может гордиться и внуками, которые постоянно звонят, расспрашивают о здоровье и делах. Уже и правнуки подрастают… А мне она и сегодня мудрый советчик, с ней я делюсь своими секретами. Мама шагает в ногу со временем, интересуется всеми происходящими в мире и жизни событиями, поэтому с ней можно искренне беседовать на любую тему. Возраст не мешает ей знать, чем я живу, понимать меня. «Позвони, когда доедешь до работы», – говорит она, прощаясь со мной, каждое утро. Переживает, желает добра, только всего хорошего. Она мне служит примером выдержки, скромности, как замечательная труженица, любящая мать. 

Принимая поздравления, она задумалась о пройденных дорогах, вспомнила поэтические строки Фаниса Яруллина:
Жизнь человечья словно тугой 
клубок,
В котором сплелись все пути.
Лишь разматывая его, понимаешь,
Какая судьба тебе предначертана. 
«Еще не до конца распущен клубок, еще остается в руке комочек…» – сказала она в завершение куплета. Дорогая мама, я желаю тебе быть здоровой, не болеть. Пока ты рядом, я еще ребенок… 
 

      

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев