Реклама
… Проводив утром внуков в детский сад, Зоя Петровна возвращалась домой. Проходя мимо дома культуры, она обратила внимание на новую афишу, которая сообщала о предстоящем конкурсе частушек.
Встрепенулась душа женщины, взволновалось сердечко. Частушки! Это же так здорово, так весело! Быстренько сходила домой, переоделась и отправилась в клуб послушать задорные и острые куплеты.
А там ее сразу же заметили работники культуры.
– Теть Зой, может, споешь? Ну, пожалуйста! – взмолились они. Зоя Пет-ровна подумала: «А почему бы и нет-то!?» и согласилась. Не беда, что вроде уже не молода, что в повседневной одежде, а не в сценическом костюме. Зато и голос по-прежнему звонок, и память надежно хранит десятки куплетов.
Когда ведущие конкурса объявили: «Поет Зоя Петровна Советникова», – зал взорвался аплодисментами. Ее многие знали по прежним концертам художественной самодеятельности. Спела она ничуть не хуже клубных работников, а оригинальностью текс-тов, не в обиду другим будет сказано, даже превзошла некоторых! Хлопали ей, не щадя ладошек.
… С того конкурса прошло больше месяца. Совершено случайно встретившись на улице, я пригласила Зою Пет-ровну в гости, «поговорить за жизнь». Разговор наш, понятное дело, начался с того конкурса.
– Когда пришла домой, завела тетрадку и начала вспоминать частушки, которые пела когда-либо. Записала 115 частушек и передала в дом культуры. Они у меня и на русском языке, и на родном чувашском. Многие выучила в детстве и юности, а кое-что сочинила сама, – сказала Зоя Петровна.
И мы вместе начали вспоминать детство Зои Кулаковой из села Старые Матаки.
Старшая дочь и сестра
Родилась и выросла она в самой обычной деревенской семье. Отец Петр Васильевич и мать Ольга Александровна всю жизнь трудились в откормочном совхозе. Среди трех их дочерей Зоя была старшей. Конечно же, ей приходилось помогать родителям, нянчить сестричек. Она с любовью рассказывает о младшеньких.
– Люба наша родилась в 1960 году, и всю жизнь проживала в родном селе. Она у нас молодец, семерых детей родила. Зять безвременно скончался в 40 лет, и Любаше пришлось одной поднимать детей. Работала дояркой. Горжусь ею, она у нас мать-героиня, награждена медалью «Материнская слава». Сестренка Надя живет в Чистополе, до сих пор работает в речном порту, вырастила сына и дочь.
Слушаю ее и молча завидую: три сес-тры, три наперсницы, подружки, родные души! Это ли не счастье!
– Да, конечно, вы правы. Мы держимся друг за дружку, часто встречаемся, – соглашается она.
– И поете?
– А как же! Поем, и протяжные песни поем, и частушки. С песней легче и печали пережить, и радостью поделиться, – соглашается Зоя Петровна.
Два сыночка и лапочки-дочки
Отучившись сначала в своей, Староматакской восьмилетке и получив среднее образование в райцентре, Зоя поступила в Казанский учетно-кредитный техникум. Как потом показала жизнь, девушка сделала верный шаг: банковская специальность стала, как раньше говорили, «своим куском», помогла вырастить и выучить детей, чувствовать себя уверенно.
По окончании техникума Зоя Кулакова вернулась в родное село и очень скоро сменила свою фамилию – вышла замуж за соседа по улице Владимира Советникова. Как так получилось?
– Володя работал водителем директора совхоза Василия Васильевича Мошкова. Машина часто ломалась, и я также часто, проходя мимо, видела, как Володя ремонтировал ее. А он меня приметил… Вот и поженились, – улыбается она.
Зоя стала снохой в большой семье с семью (!) детьми. Свекровь Татьяна Кузьминична приняла ее как родную. У нее, рано потерявшей мужа женщины, было огромное сердце, тепла и доброты хватало на всех.
– Мама и сейчас жива. Летом ей 97 лет исполняется. Живет у дочери в Чебоксарах, но на лето приезжает в деревню. Она у нас молодец, – с гордостью и теплотой говорит Зоя Петровна.
Кстати, она и сама уже по дважды свекровь и теща. Так сказать, свекреща в квадрате. Соответственно, и счастливая «обладательница» трех внуков, четырех внучек.
Судьба пытала по-всякому
Но путь к этому счастью был нелегок. Сначала молодые Советниковы жили в Старых Матаках. Зоя Петровна много лет пешком ходила в райцентр на работу. Только что окончившего техникум специалиста пригласили в государственный банк. Управляющим банком был Александр Петрович Баганов, его замом работала Елена Спирина. Наставницей Зои стала Анисия Алексеевна Чванова, которая щедро делилась с ней своим опытом.
– Я многому научилась у главного бухгалтера Марии Егоровны Шевелевой, старшего кассира Ивана Дмитриевича Васильева, экономиста Раисы Васильевны Савельевой, бухгалтера Розы Сахаповны Шайхутдиновой… Тогда в банке работало 28 человек! Меня «посадили» на профсоюзы, – перечисляет по памяти Зоя Петровна имена тех, с кем она работала в государственном банке.
Целых 13 лет она приходила на работу из Старых Матак. А в 1985-м году Советниковы купили дом в райцент-ре. Один за другим родились и подрастали дети – два сына и две дочери. Все было хорошо – живи и радуйся! Но увы – Зое пришлось повторить судьбу свекрови – также, как его отец, супруг Владимир в 40 лет навсегда покинул своих родных.
– Оленьке было всего 3 годика 8 месяцев, Наташе 7 лет. Алеша учился в девятом, Ваня в седьмом классе. Свет померк для меня – так было тяжко! Но надо было жить, детей поднимать, – с тоской в голосе вспоминает Зоя Пет-ровна то страшное время, когда семья осталась без отца и мужа.
Всячески поддерживали родные и коллеги. Зоя Петровна, трудясь в банке, получала неплохую зарплату. Выручало личное подворье – коровы, бычки…
Помогали ребятишки – Леше и Ване пришлось раньше времени повзрослеть. Конечно, мальчишкам не хватало отцовской строгости, девочкам – его заботы, а жене – любви и поддержки. Но семья выстояла, пережила все лишения. Зоя Петровна выучила ребят, помогла получить профессию. Девочки учились в ТИСБИ на платном отделении, снимали квартиру… На все хватило материнского старания и сил! Теперь ее дети уже выросли: Наталья и Ольга, шагая, как говорится, по стопам матери, стали банковскими служащими. У всех свои семьи, дети.
– Трудно было, Зоя Петровна? – спрашиваю свою собеседницу, искренне переживая за нее.
– Морально да, нам очень Володи не хватало. Я его любила, хорошим мужем и отцом он был. Высок, строен, красив… Царство ему небесное! А что касается материальной стороны… Нет, не жалуюсь. Денег нам всегда хватало. Когда мне исполнилось 50 лет, госбанк закрыли, я осталась без работы. Для семьи это было сложное время – Оля поступила в коммерческое отделение. Восемь месяцев проработала в «Сельхозхимии», затем меня пригласил руководитель ветеринарного объединения Зуфар Шарипов на должность главного бухгалтера. Я до сих пор благодарна ему за это, – отвечает она, ничего при этом не говоря о том, что материальное благополучие семьи создавалось ее огромным трудолюбием и терпеливостью.
Гармонь-гармошка, задорная частушка
Но беседу нашу не хотелось завершить на печальной ноте. И мы вновь вернулись к частушкам:
– Зоя Петровна, откуда в вас любовь к песне, к народным куплетам?
– Да, я с детства пела – и свои, чувашские песни, и русские. У нас был дядя Лев Геннадьевич Еремеев, учитель русского языка и заядлый гармонист. Часто приезжал к нам, играл и учил ребятишек петь песни. Гостил во время Сабантуев, Рождества, семейных праздников. Организовывали концерты и ездили с ним по соседним деревням. Такой был душа-человек! Его можно было в передаче «Играй, гармонь!» показать. Лев Геннадьевич даже книгу про наш род писал, но не успел закончить, рано умер. Вот он и пристрастил нас к песне, к частушкам.
– Наверно, «зажигали» в своем клубе только так?
– Да, конечно. Раньше ведь все в клуб ходили. А как выборы проходили! Это были всенародные праздники! – воодушевленно вспоминает Зоя Петровна и сетует на то, что нынешней молодежи не хватает такого общения.
Зое Петровне далеко за шестьдесят, но в ее душе горит – не затухает тот задор, жизнелюбие, которыми искрятся народные песни. Уверена, они-то и помогают этой женщине быть сильнее, с достоинством переживать испытания судьбы и по-прежнему оставаться активной – любить внуков, помогать детям. И не расставаться с час-тушками. Так держать, Зоя Петровна!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа