Алькеевские вести
  • Рус Тат
  • Были мы, и есть, и будем!

    22 января 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения П. П. Хузангая и 15 лет музею прославленного поэта на его малой родине в Сиктерме-Хузангаево. Неотъемлемое свойство поэзии классической-проникать в глубины традиций характера и привычек родного народа. Своим творчеством, которое было испытанием, преображением души, Хузангай вводит нас в этот мир...

    22 января 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения П. П. Хузангая и 15 лет музею прославленного поэта на его малой родине в Сиктерме-Хузангаево.

    Неотъемлемое свойство поэзии классической-проникать в глубины традиций характера и привычек родного народа. Своим творчеством, которое было испытанием, преображением души, Хузангай вводит нас в этот мир добра и созидания. Перед вдумчивым читателем открывается огромный пласт культуры, в том числе культуры чувств, ума, сотрудничества.Талант понимания чаяний человека счастливо сочетался в нем с природным талантом литератора. Ведь настоящая литература должна быть совестливой, нравственной, исповедующей общежитейские заповеди. Она обязана раскрывать обращенные в века духовные идеалы народа и прославлять великие имена подвижников. Хузангаевские стихи надо не только читать, но и перечитывать, не пренебрегая ни единым словом, ни единым звуком, сквозь них входя в сферу чувашского характера:

    И пока в пылу куешь

    Нужные слова,

    Реклама

    Сердце горном разожжешь

    Ты не раз, не два.

    Если хочешь, чтоб пленил

    Стих сердца людей,-

    Недостаточно чернил,-

    Крови не жалей!

    Величие, значимость писателя определяется силой созданных им художественных образов. Хузангай- явление живое, питающее чувашскую словесность и сегодня. В этом я убедился во время общения в музее с чувашскими литераторами. У них хузангаевская тема проявляется и в стихах, непосредственно касающихся личности и биографии поэта, и в некоторых сокровенных строчках, интонациях, формулах и крылатых цитатах.Хузангай-целый этап развития чувашского национального самосознания. И радует, как в наши дни в полном объеме понимается и признается, что личность поэта составляетважную часть духовного багажа чувашского народа.

    Он- народный поэт не только по официальному признанию, но и по корневой, природной сути своей. Для меня, как и для тысяч соотечественников, Хузангай остается человеком чести, достоинства и высоких нравственных идей. По роду своей деятельности я стал внимательно читать не только его стихи, но и статьи, воспоминания и многие работы о нем. Передо мной открылся огромный мир творца как явление нравственного становления чувашской культуры. Поэт учит правде жизни, формирует личность и приобщает к родной истории:

    Не урони чуваша имя!

    Какая чистота в словах!

    Благослови, земля, своими

    Мечтами! Повторись в сынах!».

    Можно сказать, что в такой поэзии все слито в единое целое, проникнуто вечностью. Здесь нет ничего случайного, а только прожитое в образе и звуке, в каждой детали устройства стиха, открывающего истинно гражданское лицо автора, не принимающего полутонов в трактовке святых понятий. Национальная самокритика для него не дань моде. Право на это выстрадано им всей жизнью и основывается на нерасторжимой связи с Родиной,

    стойком чувстве чувашского достоинства. Когда размышляешь о Хузангае и его эпохе, то раньше и прежде всего думаешь о таких нетленных вещах, как выверенный кодекс чести и поведения. Тяжело, порой оступаясь, он выстраивал себя в соответствии с неискривленными понятиями о добре и зле, правде и лжи. Поэтому приобщение к тому героическому времени не может быть для нас поводом для самообольщения и самолюбования. Скорее, это шанс самопознания, отрезвления. Не забыть бы об этом сегодня, когда мы резко сменили ориентиры, выдавая порой мелочные интересы за потребности национального самосознания.

    Сейчас во многих школах практикуется углубленное изучение иностранного языка. Такую задачу, следуя требованиям времени, ставит руководство страны. Но не нужно забывать и о родном. Если он с детства не войдет в нашу кровь и плоть, то уже никогда не станет нам близким и дорогим, а будет восприниматься как тот же иностранный. Отсюда остро и настоятельновырастает необходимость воспитания, и прежде всего среди молодежи, бесценного чувства, имя которому- патриотизм. Чувства корня, осознания своего первоистока, кровной сопричастности к малой и великой Родине. По большому счету,просветленная национальная идея, укорененная в родной почве и открытая миру, освобождает, а не закабаляет, поддерживает, а не подавляет, возвышает, а не порабощает.

    Ученик, хорошо познавший национальную классику и материалы с ней связанные, не останется равнодушным к своей культуре,национальности. Нужно сделать так, чтобы родной язык стал категорией исторической, а не только реальностью сегодняшнего дня. Ведь он- одно из главных богатств нации- формирует личность. Язык учит простоте, точности и честности, и не только в выражении мысли, но и в жизни вообще:

    Всегда, везде- в кругу привычном дома

    Иль далеко от наших рубежей-

    Я благодарен языку родному:

    Он мне открыл мир мыслей и вещей.

    Велика сила поэтического слова. Многие стихотворения Хузангая буквально дышат публицистическим накалом, принципиальностью и прямотой. В особенности, когда речь идет о таком деликатном вопросе, как судьба родного народа. По мнению ученых, народ, чья численность не превышает одного миллиона, обречен в современных условиях на медленное угасание. Наверное, именно ответом на такие мрачные прогнозы и предсказания явилось стихотворение Хузангая «Были мы, и есть, и будем!»:

    «На большом пути преграды

    Одолев в труде, в борьбе,

    Сам себе народ награда,

    Сам и памятник себе.

    Помню время бед и слез,

    С клятвой землю поцелуем:

    В зной, и в слякоть, и в мороз

    Были мы, и есть, и будем!».

    При переводе начувашский «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели Хузангай выделил вот эти строки грузинского поэта: «Кто себе не ищет друга,

    самому себе он враг». В Сиктерме-Хузангаево 8 раз проводили слеты лучших чувашских школьников Татарстана, в которых участвовали сотни человек (всего в музее побывали более 50 тысяч посетителей). Высокую оценку нашей работе дали Президент РТ Р.Н.Минниханов, первый Президент РТ М.Ш.Шаймиев, Председатель Госсовета РТ Ф.Х.Мухаметшин…Мы принимали у себя русских и татар, белорусов и украинцев, марийцев и удмуртов, калмыков и грузин, евреев и эстонцев, турок и американцев, представителей других народов. Исходя из этого, бережное отношение к чести и достоинству людей всегда были, есть и будут главным завещанием нашего земляка. Само творчество Хузангая призывает нас пропагандировать воспетые им идеалы, воспитывать в людях доброту, любовь, взаимопонимание.

    Олег Мурзин, директор музея

    П.П.Хузангая

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: