Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Тема дня

Алькеевский район: ветеран труда из Борискино Александра Воронцова делится воспоминаниями об отце – җертве политических репрессий Кирилле Демьянове

С годами многое стирается с памяти, предается забвению. Но есть вещи, которые нельзя забывать, они то и дело должны всплывать в памяти, будоражить сознание. Политические репрессии, оставившие кровавый след в истории нашей страны, - одно из таких трагических вех. Безвинно осужденные, многие из которых были расстреляны, погибли от бесчеловечных условий...

С годами многое стирается с памяти, предается забвению. Но есть вещи, которые нельзя забывать, они то и дело должны всплывать в памяти, будоражить сознание. Политические репрессии, оставившие кровавый след в истории нашей страны, - одно из таких трагических вех. Безвинно осужденные, многие из которых были расстреляны, погибли от бесчеловечных условий «жизни» в лагерях и тюрьмах, миллионы соотечественников, у каждого из которых оказалась сломана судьба… А ведь те, по ком прошел каток репрессий, в основном были лучшие сыны и дочери этой страны. По неполным данным, только в нашем небольшом Алькеевском районе жертвами политических репрессий стали около 600 человек.

«Как же меня арестуют, я же не вор»

Отец Александры Кирилловны Воронцовой тоже был трудяга, который любил землю, умел грамотно и успешно вести хозяйство. «Папа был высоким, статным, красивым мужчиной, полон энергии и сил», - вспоминает его дочь.

Три брата Демьяновы считались одними из самых основательных крестьян в селе Старая Тахтала. Все три семьи жили дружно в одном доме, все дела вели сообща и поддерживая друг друга. Семьи увеличивались, в отцовском доме становилось тесно. И Кирилл Демьянов решил отделиться. Он купил маленький домик, сделал к нему пристрой из кирпича. Видно, строил он надежно, надолго. «Передняя часть отцовского дома и сегодня еще стоит в Старых Тахталах, там долгие годы жила семья рабочих совхоза», - говорит Александра Кирилловна.

Ее отец очень любил коней, держал в хозяйстве жеребца и рабочую лошадь, также двух коров. У него была и кузница.

В 1931 году в деревнях началось раскулачивание. И до Демьяновых дошла тревожная весть, мол, вы тоже в списках кулаков, ждите «гостей». Два старших брата быстро собрались и с семьями в ту же ночь покинули село. А 30-летний Кирилл не поверил, что окажется раскулаченным. «Как же меня арестуют?! Я же не вор. Работаю день и ночь. К тому же у меня семья, малолетние дети»,-рассуждал он. Но, к сожалению, он ошибся… В один из августовских дней его арестовали.

Александра Кирилловна рассказывает:

- По прошествии многих лет, когда отец приехал к нам в Борискино в гости, мы поехали с ним в Старую Тахталу. Проехали Верхние Матаки, чуть не доезжая до деревни Абдул Салманы папа остановил машину и пошел в поле. Смотрю: он припал к земле и обнял ее, а плечи его безудержно дрожали. Я прибежала к нему: «Папа, что случилось?». «Доченька, это же были наши земли, сколько пота мы пролили здесь» - и по его морщинистым щекам текли слезы…

Она родилась в ссылке

Прошло две недели, как арестовали главу семейства, и в Старую Тахталу на двух повозках снова приехала милиция. Остановились у дома Демьяновых. Приказывают хозяйке, обнявшей двух маленьких детей: «Собирайся, мы вас арестуем».

- Мама вовсе растерялась, - рассказывает Александра Кирилловна. - Она хотела накормить детей, в печке были суп и каша, но ей не позволили. Разрешили взять вещей по 30 килограммов на человека. Мама второпях собрала одежду, продукты. Тут сбежались ее родственники, но милиционеры никого близко не подпустили к маме. Вскоре их увезли из деревни. Позже ее сестры рассказывали: к вечеру к отцовскому дому пришли жители села и растащили все имущество…

Марину Демьянову с детьми привезли в затон на Каме. Их отец тоже оказался там. Здесь было много раскулаченных семей. Их всех посадили на баржу. Они плыли по Каме две недели - никто не знал куда. И вот баржа остановилась у берега, покрытого густым лесом. Это была тогдашняя Молотовская область. Стали в тайге рыть землянки. Затем мужчины валили лес, чтобы построить бараки. Тем временем наступила зима. Лютые морозы, голод. Старший сын Демьяновых простыл и вскоре умер. В общем, болезни и нечеловеческие условия косили людей десятками, сотнями.

- Умерших бросали в Каму. Название город Краснокамск, впоследствии построенный на этом месте, получил от этого. Было пролито много людской крови, - отмечает Александра Кирилловна.

В тайге в поселке ссыльных раскулаченных, где вскоре появится город Краснокамск, в 1934 году в семье Демьяновых родилась дочь Александра.

Отобрали даже швейную машинку

Демьяновых переводили с места на место. В город Кудымкарь Коми-Пермяцкой АССР, затем в поселок Тюзим… В семье рождается еще два сына. Где бы ни жили, старательные крестьяне стремились обзавестись хозяйством, трудились без устали. В Тюзиме они купили корову, другую живность, приобрели швейную машинку «Зингер», о которой мать давно мечтала. Умелая рукодельница обшивала ею не только свою семью, но и жителей поселка, вязала, вышивала платки, скатерти, покрывала. Но вскоре, ссылаясь на то, что у семьи накопились долги по налогам и займам, швейную машинку отобрали. «Никогда не забуду, как горько плакала тогда мама», - говорит Александра Кирилловна.

Начинается Великая Отечественная война. Кирилл Демьянов хотел уйти на фронт, но его оставили. В то время он уже руководил бригадой лесоповальщиков. Фронту очень нужен был лес, его отправляли эшелонами. Тут следует отметить, умный, рассудительный, работящий Кирилл Демьянов успел проявить себя с лучшей стороны. С ним считались, прислушивались к его мнению.

Александра Кирилловна до мельчайших подробностей помнит лихое детство, прошедшее в таежной ссылке. Рассказывая о том, как мужчины охотились на медведей, чтобы прокормить семьи, как зимой голодные волки бродили по деревне, аж «смотрели в окна», как в их поселок привезли заключенных власовцев, как дети кидались камнями в пленных немцев, доставленных на лесоповал, как она еле осталась в живых от брюшного тифа, у Александры Кирилловны выступают слезы на глазах.

«Жаль, что родители ушли из жизни, так и не узнав о своей реабилитации»

После войны, попав под амнистию, Демьяновы приехали на родину и обосновались в Самарской области. Они всегда стремились дать детям образование. И вот сын поступает в Казанский медицинский институт. Но проучился там всего несколько месяцев. Кто-то, разузнав, что он сын «врага народа», доложил об этом руководству, и парня исключили из вуза. Правда, все дети Демьяновых нашли свое место в жизни, стали достойными гражданами страны.

Александра поступила в педучилище в поселке Елхово Самарской области. Но, поддавшись уговорам подружек, восхвалявших городскую жизнь, учебу бросила и уехала в Самару, стала работать крановщицей в шарико-подшипниковом заводе. Активная и неугомонная комсомолка хотела еще отправиться поднимать целину, но тут судьба решила по-иному. Парень по имени Фридрих, приехавший в Самару из деревни Борискино, с первого взгляда влюбился в красавицу Александру. Завоевав симпатию девушки, он предложил ей руку и сердце. Молодые поженились и приехали в Борискино. Так Александра вернулась на свою историческую родину.

Супруги Воронцовы в любви и согласии прожили 53 года. Вырастили троих детей, всем дали высшее образование. К сожалению, нет уже рядом любимого супруга, надежного крыла. Но Александра Кирилловна не одинока - она живет в семье дочери Марины.

Александра Воронцова - личность целеустремленная, неравнодушная. Она выполнила наставление родителей - заочно окончила Елабужский библиотечный техникум, а затем получила высшее педагогическое образование. Всю жизнь проработала в Борискинской средней школе учительницей русского языка и литературы, всегда активно участвовала в общественной жизни села. Продолжая любимое дело матери, она увлекается вязанием и вышиванием. Ее искусно выполненные вышивки были представлены на выставках в разных районах республики. Скатерти и покрывала, доставшиеся от матери и выполненные своими руками, хранятся также в районном краеведческом музее.

…В 1998 году пришла долгожданная весть о реабилитации Демьянова Кирилла Тихоновича.

- Жаль, что родители ушли из жизни с горечью в душе, так и не узнав о своем оправдании, -сетует Александра Кирилловна.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев