В архиве Алькеевского района в 185 фондах хранится более 25 тысяч единиц хранения документов
Архивы и сохраняемые ими архивные документы бесценное хранилище информации о прошлом.
Они хранят ответы на многие вопросы, поэтому их значимость для современности и будущего неоценима. Текущий год знаменателен для архивистов. Государственной архивной службе России исполняется 100 лет. Мы беседуем с руководителем районного архива Еленой Васяйчевой об этой имеющей столетнюю историю службе.
- 1 июня 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Этим документом в нашей стране впервые публично были узаконены принципы и технологии организации архивного дела, - рассказывает Елена Васяйчева.
- А когда был образован архив района?
- История становления архивной службы района берет начало с 1953 года. Нужно отметить, что архивный отдел исполкома Алькеевского района является необходимым кирпичиком огромного «фундамента» Архивного фонда Российской Федерации, его необходимой составляющей. На протяжении 65 лет специалисты архива ответственно и кропотливо занимались комплектованием и сохранностью фондов. Архив благополучно пережил и сложный период начала 2000-х годов. Эти годы стали периодом вне планового комплектования архива документами реорганизованных, ликвидированных, поменявших форму собственности колхозов и совхозов. Хочется отметить колоссальную работу Галины Сотниковой, возглавлявшей районный архив более 30 лет. Она внесла неоценимый вклад в организацию архивного дела на должном уровне.
- Елена Владимировна, вы относительно недавно начали руководить этим отделом. Архивное дело увлекло вас?
- Да. Эта очень интересная, разносторонняя работа. Она требует от архивистов ответственности, аккуратности и четкости, основательных знаний.
- Документы какого периода истории района собраны в его архиве? Как они сохранились?
- Самые «старые» документы относятся к 1936-37 годам. Это в основном отчеты, приказы, распоряжения колхозов. Они аккуратно заполнены, написаны красивым почерком. В хорошем состоянии сохранились самые давние документы. Соответствующая температура и уровень влажности в хранилищах архива обеспечивают надлежащую сохранность фондов.
- Сколько документов насчитывается сегодня в архиве?
- В 185 фондах районного архива хранится более 25 тысяч единиц документов. Из них 19 тысяч - управленческая документация (приказы, распоряжения, решения, деловая переписка, бухгалтерские отчеты и т.д.), 6,5 тысяч - по личному составу (лицевые счета, приказы, касающиеся работы и др.). часть фондов закрыта, то есть больше не пополняется, так как фондообразующие организации больше не существуют. Сейчас архив комплектуется документами постоянного хранения от 35 организаций и учреждений района (суд, прокуратура, центральная больница, совет и исполком муниципального района, советы сельских поселений, лесхоз и др.).
У нас также хранятся 49 документов личного происхождения. Это - фонды о воине-интернационалисте Иреке Сулейманове, погибшем в Афганской войне, заслуженной учительнице ТАССР Надежде Логиновой, ветеране Великой Отечественной войны, известном враче района Халисе Загрутдинове, о ветеране Великой Отечественной войны Григории Герасимове, об Иване Исаеве, сложившим голову в боевых действиях в Чечне.
- Елена Владимировна, как комплектуются фонды личного происхождения?
- В таких фондах увековечиваются документы об известных людях края. По существующим требованиям эти люди должны быть достойными личностями не только в районном, но и в республиканском масштабе. Решение о создании фонда личного происхождения принимается республиканской комиссией.
- Уверена, архивные документы не пылятся на полках, они то и дело пригождаются…
- Да, наиболее важным направлением в части использования архивных документов является исполнение запросов пользователей. Ежегодно наш архив исполняет в среднем более одной тысячи запросов. Скажем, в прошлом году данной услугой воспользовались 1014 человек. Уже с начала этого года к нам обратилось 217 человек. Исполнено 147 обращений, по остальным работа продолжается. Это непростой труд, он связан с серьезной ответственностью за результат. Для того чтобы выбрать нужное в огромном объеме хранящейся в архиве информации нужно перелистать килограммы документов. Эта работа требует не только знаний и умения, но и усидчивости, внимательности, аккуратности. Внесение законодательных изменений в систему пенсионного обеспечения граждан вызывает огромный поток запросов в муниципальный архив социально-правового характера. Однако не все запросы исполняются положительно. Причина - отсутствие на хранении соответствующих документов.
- Сейчас к вам можно обратиться и по электронке. Наверное, это удобно?
- Конечно. Архив активно сотрудничает с управлением Пенсионного фонда России, по защищенным каналам связи с многофункциональным центром. Это позволяет сократить срок получения гражданами документов, необходимых для начисления и перерасчета пенсии, а также исключить многократное посещение архива. Это дает возможность сэкономить время обеих сторон. С января этого года на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан можно подать заявление о выдаче архивной справки о стаже и заработной плате в электронном виде.
В 2016 году в Татарстане заработала Единая информационная система (ЕАИС РТ), предназначенная для автоматизации деятельности архивов. Нам, архивистам, предстоит огромная работа по оцифровке документов пока на уровне заголовков дел. В дальнейшем со специальным оборудованием будут оцифрованы и документы.
- Елена Владимировна, спасибо вам за интересную беседу. Поздравляем вас с недавно прошедшим профессиональным праздником. Успехов в работе!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев