Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Жизнь нашего района

Происхождение названий наших сел

На территории нашего района уже не осталось сел и потомков родов, живших в Булгарском государстве, а позднее в Казанском ханстве. Впрочем, вновь основавшиеся в этих местах люди повторили старые названия нескольких сел. Например, Челны, Салманы (связано с названиями рек), Старое Камкино. И то, что после падения Булгарского государства наши далекие...

На территории нашего района уже не осталось сел и потомков родов, живших в Булгарском государстве, а позднее в Казанском ханстве. Впрочем, вновь основавшиеся в этих местах люди повторили старые названия нескольких сел. Например, Челны, Салманы (связано с названиями рек), Старое Камкино. И то, что после падения Булгарского государства наши далекие предки, переселившиеся в другие края, снова основывали поселения с этими же названиями и их потомки спустя века возвращались и обустраивались на постоянное жительство в вышеупомянутые села, расположенные в центре Булгарского государства, выглядит естественно. Такими поселениями могут быть Старые Баллыкули, Татарское Шапкино (об этом свидетельствуют эпиграфические камни). Но вот с полной уверенностью утверждать, что их названия относятся к булгарскому периоду, нельзя.

Известно также, что около ряда сел района есть места, где располагались поселения, относящиеся к булгарскому периоду, а их названия не сохранились. С начала ХVII до конца ХVIII веков в наш край переселялись люди, в основном это были мишары, с правобережья Волги, из Алатырьского, Симбирского, Сергачского и других уездов. О том, что они переселялись сюда из разных мест и разговаривали на 5-6 диалектах, свидетельствуют документы. Скажем, никак не сравнить разговорную речь жителей Старых Салман, Новых Салман и Старых Челнов, Альмурзино.

Чуваши переселились в основном из нынешней Чувашской Республики, когда им выделили земли. Они были представителями сословия "новокрещенных".

Русские переселились позднее татар и чуваш, тоже из разных областей. Русские помещики переезжали на новое место со своими крестьянами и монастырскими крестьянами. Имело место и немало побегов.

О происхождении сел в нашей газете написал в нескольких номерах за 2011 год кандидат исторических наук Р.Г.Насыров. Не повторяя автора, я взял из его диссертации некоторые сведения. А источником информации о названиях сел мне послужили материалы национального архива. Известно, что в нашем районе есть только несколько сел, названия которых не изменились. К примеру, Каргополь, Нижние Салманы, Новые Баллыкули, Хлебодаровка и др. Если к названиям прежних поселений прибавились слова "старое", "татарское", "русское", "чувашское", это означает изменение названий. В частности, Татарское Ахметьево. Значит, после этого села образовалось другое Ахметьево.

Из источников, относящихся к ХIХ веку, известно, что нынешние Базарные Матаки назывались "Новые Матаки", потому что они новые среди трех Матак. Старые Матаки назывались коротко - "Матаки". В источниках 1819 года указывается с. Христоворождественское. Это связано с названием церкви. Присвоение статуса "село" было связано не только с наличием церкви в поселении, но и русских. В одно время в Старые Матаки и Базарные Матаки переселились русские. "Новые Матаки" вначале (в 1716-е годы) назывались "починок Новые Матаки". В середине ХIХ века, когда там образовался базар, начали проводить ярмарки, село назвали "Новые Базарные Матаки". Спустя какое-то время слово "новые" отпало.

Старые Матаки по возрасту старше Базарных Матак. Это село называли еще и "Исейчино". Есть документы, свидетельствующие о том, что в конце ХIХ века оно называлось "Чувашское Тюгульбаево". Было привычным называть довольно многие села не официально, а по-народному. Старые Матаки - "Церковные Матаки", Верхние Матаки - "Малые Матаки" или "Матачка".

Когда от основных Матак отделились Нохраты, их первым населением были чуваши. Когда образовались Новые Нохраты, к названию основных Нохрат добавили слово "Старые". Основатели Матак - внуки известной личности того времени Тойгузы Кайбичева, жившего в селе Перов на правом берегу Камы. У Т.Кайбичева были владения в верхнем течении реки Актай.

О трех Челнах. Нынешние Старые Челны назывались Новыми Челнами. Потому что, как писалось выше, в верхней части реки Челнинка в булгарский период были "Челны" (Р.Г.Насыров). Сегодняшние Новые Челны появились в середине ХVIII века. Название не изменилось. До Базарных Матак были волостным центром. По численности населения являлись самым крупным селом в районе - в 1920 году там жили 2727 человек.

Старые Ургагары были известны как Маматчале. Их так назвал первый переселенец по имени Маматчале Исяшев. С образованием Новых Ургагар Маматчале стали называть "Старыми Ургагарами".

В середине ХVIII века часть жителей села Камкино переселилась на берега реки Миляшинка, и оно осталось с названием Старое Камкино. Вначале это село носило названия вновь поселенное "Рахматуллино", далее - вновь поселенная "Мелявша", потом "Мелявшу" стали называть Новым Камкино. В том же месте проживали и русские. В архиве сохранилось название "Русская Милявша". В народе же прочно сохранялось наименование Милявша.

Село Карамала носило название Исанбай. В некоторых источниках его называют Исанкилде. Это имя принадлежит одному из двух братьев, основавших данное село. Есть случаи, когда в метриках, заполнявшихся муллами начиная с 1865 года, село называлось "Исанбаевская Карамала".

Села Алькеево: самое старое среди трех Алькеево - Среднее Алькеево. В начале ХVIII века в русских источниках зарегистрировано как "Исенчина". Почему его так назвали, хоть и располагалось не в середине, остается загадкой.

По происхождению и диалекту Верхнее Алькеево отличается от других. Первую мечеть построили в 1859 году, через 100 лет после появления самого села. (История эта интересная, но не стану писать, потому что работавший руководителем выходец из этого села возражает).

А предки сегодняшних жителей переселились сюда из Симбирского уезда, точнее, из сел нынешнего Дрожжановского района. По русским документам, село называлось "Круглое Озеро". Примерно, в середине XIX века оно именовалось "Круглое озеро Баллыкуль". Позднее, с появлением Новых Баллыкуль, прежнее село осталось с названием Старые Баллыкули.

Около дороги в Казань, неподалеку от Хлебодаровки, по правую сторону было село Старосельское. Последние дома в нем исчезли в 1970 году. Оно обладало статусом села, имело церковь. Старое название - Красное Поле. В 1710-1716 годах хозяином этого села был Я.И.Старосельский. Значит, в основании его названия лежит фамилия помещика.

Села Салманы: Располагавшиеся вдоль реки Салманки шесть сел носили ее название. Среди них - сегодняшние Старые Салманы, располагающиеся в верхней части реки. Они считаются основными Салманами. В районе только два села - Старые и Абдул Салманы по разговорной речи отличаются от мишарского диалекта, потому что происхождение их жителей из Камско-Устьинского района. На место Старых Салман в начале XVII переселился из села Замаки вместе со своими крестьянами Колмухаммат. Рядом были "Малые Салманы", состоявшие лишь из 5 дворов (1678 год). Они позднее присоединились к основным Салманам. Новые Салманы образовались на полвека позднее из крестьян, переселившихся сюда из сел Рыбушкино, Пашятова Алатырьского уезда. Они разговаривали на присущем только им, отдельном диалекте. Название села не изменилось. А в народе и в написанных муллами метриках носило наименование "Средние Салманы".

Помещичье Село Салманы, состоявшее из русских, взяло себе название "Салманы". Основным Салманам были вынуждены дать наименование "Верхние Салманы.

Четвертое село - Нижние Салманы. Это наименование не менялось с XVIII века. В народе его называли "Козьи Салманы". По метрикам, сохранившимся в национальном архиве, муллы соседних сел называли его даже "Плохие Салманы". Пусть простят меня. Жители села испытывали большую нужду. Вокруг лежали большие плодородные поля, но ими владели салманский помещик и его дочь Анна.

Жителям Нижних Салман выделили земельные наделы мурз Абдул Салман, что в 16 километрах. Не напрасно - в голод 1921-22 годов село потеряло от голода 68 процентов своих жителей. Ниже по течению реки - Анины Салманы, принадлежавшие дочери салманского помещика Анне. Они жили там со своими крепостными. Наименование села сохранилось.

Шестые Салманы - самые молодые - Абдул Салманы. В 1797 году из Старых Салман отделились 11 семей из рода мурз. Они основали село у истока реки Салманки.

Екатерина II своим Указом от 1784 года дала разрешение восстановить титул мурзы. Его требовалось подтверждать документально. В 1713-1715 годы у татарских мурз, не пожелавших креститься, отобрали землю, лишили титулов. После этого жестокого решения Петра I прошло 70 лет. Успело распаться много родов мурз. Исчезли, сгорели, потерялись документы, а многим не удалось подтвердить это.

Род Чепкенеевых выполнил эту работу. В продолжении 12 лет не выделяли землю. Против этого был Государственный Сенат. Так тянулось до декабря 1796 года. В тот период появилось понятие "мурза в лаптях".

Новое село на реке Салманке называлось "Вершины Салманы" из вновь поселенных мурз. Позднее его начали называть "Габделвахабовы Салманы", а русские - "Абдул Салманы". Габделвахаб был основателем села, из числа военных.

Они валили, выкорчевывали лес и осваивали земли. Имя Габделвахаба уже в середине ХХ века никто не знал. Сегодня имя и заслуги этого человека известны.

В народе его по-простому называли "Мурза Салманы" или "Мурза".

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

1

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев