Алькеевские вести
  • Рус Тат
  • Как создавался колхоз в Бибаевых Челнах

    В.И.Ленин и члены правительства молодой Советской республики к вопросу о коллективизации готовились серьезно и продумали до мелочей все трудности этой реформы сельского хозяйства. В архивах сохранились документы 1919 года - Уставы артелей и колхозов, конкретные мероприятия объединения мелких крестьянских хозяйств в коллективные. Предусматривалось, что коллективизация будет проходить с согласия самих...

    В.И.Ленин и члены правительства молодой Советской республики к вопросу о коллективизации готовились серьезно и продумали до мелочей все трудности этой реформы сельского хозяйства. В архивах сохранились документы 1919 года - Уставы артелей и колхозов, конкретные мероприятия объединения мелких крестьянских хозяйств в коллективные. Предусматривалось, что коллективизация будет проходить с согласия самих крестьян и постепенно, с применением дорогостоящих сельхозмашин, которые можно приобрести и использовать коллективно.

    Но продовольственный кризис и голод в городах в 1927-1928 годах, нежелание зажиточных крестьян продавать хлеб по низкой цене показали, что медлить с коллективизацией нельзя. В 1928 году власти прибегли к жестким методам изъятия хлеба и продуктов животноводства. Следует отметить, что и местные власти постарались вкладывать свои ненависть и зависть к сельчанам. Жителям деревни Бибаевы Челны пришлось испытать издевательства как членов Старо-Челнинского сельсовета, так и своих местных активистов.

    Изъяли хлеб у хлебороба, не оставив зерна даже на семена и на еду. Люди, пережившие голодные 1920-1923 годы, скрывали хлеб, резали скот на мясо.

    Участники и инвалиды империалистической войны 1914-1916 годов, красноармейцы гражданской войны, вернувшиеся по домам в 1919-1922 годах, получили ссуду на покупку лошадей, коров, строительство домов. Они с большими трудностями, физическим трудом членов своих семей заимели домики, надворные постройки, лошадь, корову, овец и кое-какой инвентарь для обработки небольшого надела земли. Мужчины вели разговоры о новых методах хозяйствования и выращивания сельхозкультур. Ведь надо было экономно расходовать произведенное, чтобы платить налоги, погашать ссуду, прокормить семью и скот. Расчетливые, трудолюбивые семьи стали середняками. Но в деревне были и ленивые, работавшие с прохладцей, не утруждавшие себя тяжелым трудом - бедняки. Статус бедняка их устраивал - налогов не платили, ходили в активистах, их потом выращенное зерно, лошадь и корову не уводили со двора, отрывая от сердца.

    В 1929-1931 годах коллективизация сопровождалась жестокими репрессиями. Усилились обыски, аресты, вражда в деревне, случались убийства, односельчане делали доносы на соседей. Десятки мужчин с женами сидели в тюрьмах. Из домов выселили Сабита Искакова, Зяббара Сабитова, Фасахетдина Сабитова, Гаяза Галяутдинова, Аглиуллу Сунгатуллина и многих других.

    Инвентарь, скот, одежду забрали у Назипа Ахметшина, Каюма Миассарова, Ахунзяна Нуруллина, Валиуллы и Шайдуллы Камалетдиновых, Шигабетдина Нуртдинова. Хороших лошадей и рысаков отправляли в ОГПУ в Спасск и Базарные Матаки. Хороший инвентарь и понравившиеся вещи забирали члены сельсовета. Коров, посуду, постельные принадлежности, одежду и обувь и часть изъятого хлеба раздавали беднякам. У Кадермята Муртазина забрали самовар и котел. Потом бабушка Мархупзямал у кого-то в деревне нашла залатанный котел, а самовар ей привезли родные из Казани.

    Реклама

    В 1929-1930 годах многие семьями тайком уезжали из деревни в Среднюю Азию, Донбасс, марийские деревни, другие районы Татарии. Без выселения из деревни были раскулачены в марте 1931 года с выселением из дома и конфискацией имущества Зяббар Сабитов с женой Хайризян и 8 детьми, имевшие молотилку и мельницу, Харис Файзуллин с женой Зарией и 5 детьми, занимавшиеся торговлей. Зяббара Сабитова, Хариса Файзуллина выселили из деревни летом 1936 года, об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Раскулаченных крестьян в колхоз не принимали, их лишали земельных наделов, права голоса на выборах и кредитов, они не могли пасти скот на колхозных земляк. Живя у чужих людей или в бане, имея только приусадебный огород, многодетным семьям было невыносимо трудно. Их судьбу можно сравнить с судьбой нищих семей до Октябрьской революции.

    17 июля 1931 года Алькеевским РИК раскулачена и выселена из деревни семья Сафиуллы Камалетдинова - 1909 года рождения (отец - Валиулла 1862 года рождения, мать - Марзия 1871 года, жена - Фатыма 1906 года, сын -- Абдулла - 1928 г.р.). В книге "Жертвы репрессий" нет записи о том, куда их выслали.

    Алькеевским РИК раскулачена 04.07.1931 года и выслана в Челябинскую, затем в Свердловскую области семья Гарифа Хайбуллина 1906 года рождения (мать Марьям, жена Сайма, братья Хамат и Хатым, сестра Закария, дочь Хадича, сыновья Набиулла, Самигулла, Габдулла. Эти записи взяты из книги "Жертвы репрессий". Стало быть, эта семья была жива до Великой Отечественной войны.

    За два года в 100 с лишним домах провели изъятие вещей и скота, оставив людей без необходимых вещей, детей - без хлеба и молока. Но жители деревни боялись громко возмущаться и собираться в группы - сажали в тюрьму. К родным ходили только по ночам, разговаривали шепотом, занавесив оконца черной шалью. Активисты и стукачи подслушивали под окнами и сообщали в органы власти. Днем взрослое население часто собирали на собрания. На повестке стоял один вопрос - организация колхоза. В здании школы председатель сельсовета Сагиров, члены НКВД, уполномоченные райкома проводили с каждым хозяином дома индивидуально беседу о вступлении в колхоз. После одной из таких бесед Кадермят, вернувшись домой, сказал: "Идите, пишите заявление, я-уже колхозник". Так в колхоз вступили и дети: 6-летняя Замзамия, 3-летний Завдат и новорожденный Зямил.

    Существовавшая с 15 октября 1929 года сельхозартель "Кзыл Актай", состоявшая из 32 бедняков и 5 середняков, была преобразована в колхоз "Кзыл Актай". Хотя опыта работы не было, беднота, получившая материальные выгоды от коллективной работы, во главе с умными руководителями Ибятуллой Искаковым, Назипом Ахметшиным, Зарифом Валеевым сумела создать спаянный коллектив и стать ядром в колхозном производстве.

    Для коллективизации важное значение имела кооперация: потребительская, кредитная и сбыточно-снабженческая сельскохозяйственная.

    В начале 1931 года колхоз заключил контрактационный договор между колхозниками и кооперацией и советскими организациями на поставку сельхозмашин, тракторов, сортовых семян, удобрений, на осуществление ряда агротехнических мероприятий, улучшающих обработку почвы, уход за растениями и уборку урожая. Огромную роль в этот период сыграли меры по материальному стимулированию колхозов: на два года освобождали от налогов на лошадей, коров колхозов и колхозников, на колхозные огороды; на 50% делали скидки на налоги на колхозные огороды, засеваемые на третий год засева. Колхозы получали беспроцентную семенную ссуду, увеличивались кредиты на покупку сельхозмашин для колхозов. Налоговые ставки колхозников были занижены на 20-60% по сравнению с единоличниками. За 1931 год "Кзыл Актай" заплатил 200 рублей обязательного единого сельхозналога.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: