Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Жизнь нашего района

Лидия Денисова: "Алькеевская земля спасла от голодной смерти"

В следующем году мы отметим 70-летие Победы в Великой Отечественной войне против фашистской Германии. В этой связи мне хочется рассказать об учителе-ветеране Лидии Денисовой, детство которой пришлось на лихие военные годы. Этот рассказ будет излагаться от имени самой Лидии Семеновны. Алькеевская земля спасла от голодной смерти Шел 1933 год. Во...


В следующем году мы отметим 70-летие Победы в Великой Отечественной войне против фашистской Германии. В этой связи мне хочется рассказать об учителе-ветеране Лидии Денисовой, детство которой пришлось на лихие военные годы. Этот рассказ будет излагаться от имени самой Лидии Семеновны.

Алькеевская земля спасла от голодной смерти

Шел 1933 год. Во многих местах Поволжья был неурожай, царил голод. Жители нашей деревни Нижняя Банновка Золотовского района покидали дома и уезжали искать хлебные места. Мои родители уходили ловить сусликов, старшая сестра - искать съедобную траву, а мы со средней сестрой оставались дома. Она в основном лежала на кровати обессиленная от голода, а я все ходила по дому и искала чего-нибудь поесть, не найдя ничего, начинала плакать и кусать сестру, требуя еды. В мае этого года в наш дом пришел черный день - умер отец. Мне доходил третий год. Мама осталась с тремя дочерьми, да еще четвертый ребенок должен был родиться. Что делать? Маме даже советовали оставить детей на базарной площади в городе или сдать в приют. "Нет, умирать мы будем вместе", - отвечала мама.

У нашей деревни была пристань. Некоторые садились на пароход и уплывали вниз по Волге, а мама решила направиться вверх по реке. На пароходе мы прибыли в Татарию. Приехавший на пристань за горючим мужчина по имени Абдулла привез нас в Старую Тахталу. Женщины этой деревни, пожалев нас, взяли по домам, накормили, еще и по куску хлеба дали. На следующий день Абдулла отвез нас в Юлдуз. Здесь мама родила четвертого ребенка. Мы переехали в Юхмачи, добрые люди пустили нас на квартиру. Мама начала работать дояркой, около фермы нам предоставили дом. Там мы уже не голодали - содержали свиней, мама получала хлеб на трудодни.

Я с малых лет очень любила петь и плясать, хорошо училась в школе. Меня два раза посылали в райцентр на олимпиаду и оба раза получала в подарок материал на платье. Из него мама сшила платья, которые носила вначале моя сестра Лена, позднее - я.

"Хлеб нужен фронту, дочка"

Началась война. Мы были детьми, но вместе со взрослыми трудились в колхозе. Осенью 1941 года собирали колоски в поле. Тому, кто набирал больше, выдавали коробок спичек. Сколько радости и гордости было, когда я отдавала маме заработанный коробок. И в школе мы старательно учились. После окончания пятого класса меня наградили похвальной грамотой и общей тетрадью. Эта награда за хорошую учебу не имела цены, так как тетрадей не было. Не было и чернил. Их делали из сажи, из ягод, которые мы называли крушиной. Зимой после уроков бежали за Черемшан в лес за дровами. Привезенные на санках дрова тут же пилили, затапливали печь и только после этого готовились к урокам. Со временем нас стали привлекать и к нелегкой работе в колхозе. Девочки постарше работали на полях, а мы под руководством тети Маши Кузьминой выращивали огурцы, помидоры, капусту и морковь. Для работавших в поле варили из муки кисель, оставшуюся муку делили ложкой между нами. По вечерам мама варила траву с добавлением 3-4 ложек той муки. За всю войну я не съела ни кусочка хлеба. Выращенное в колхозе зерно отправляли на мельницу, а хлеб - на фронт.

Был случай, когда я могла сварить из пшеницы кашу, но совесть не позволила. Дело было так. В мои обязанности входило набирать щепки для приготовления вечером ужина на таганке. Около домов все щепки я уже собрала и решила сходить к глубинке (пункт сдачи хлеба). Залезла под глубинку и увидела ворох отборной пшеницы. Видимо, просыпалась через щели пола. Забыв про щепки, я побежала к завхозу дяде Грише Кузьмину и рассказала об этом. А он спрашивает:

- Дочка, а себе-то ты не взяла?

- Нет, дядя Гриша, я вот в сарафанчике, а у него нет кармашка.

Вечером, когда я рассказала об этом, мама похвалила:

- Молодец, хлеб нужен фронту. Только сестра обиделась:

- Дура, хоть бы на кашу принесла.

Я очень благодарна татарскому народу

В 1946 году я окончила 7 классов. Потом училась в Куйбышевском педагогическом училище. По направлению Министерства просвещения работала воспитателем в детском доме. Обучала детей в начальных классах в селах Аппаково, Покровка. Было большое желание получить высшее образование, и я поступила в Казанский государственный университет. После получения диплома меня направили в Юхмачинскую среднюю школу учителем истории и обществознания, заместителем директора. Обучая детей в этой школе, вышла на заслуженный отдых, и после выхода на пенсию еще пять лет проработала там.

Всю жизнь старалась работать добросовестно, за что меня ценили, награждали грамотами, присвоили звания ветерана труда, ветерана Великой Отечественной войны, есть и значок отличника народного просвещения. Медали не ношу, почему-то стесняюсь. Помимо основной работы всю жизнь выполняла и общественную. В течение многих лет возглавляла партийную организацию, была председателями разных комиссий, пропагандистом, агитатором. Огромную роль в моей судьбе сыграл татарский народ. Сколько доброты ощутила я от татар, начиная от Абдуллы, спасшего нас от голодной смерти. Мы всю жизнь трудились, крепко дружили с татарами. Перефразируя стихи Габдуллы Тукая: "Мне с детства был другом татарский народ, и разве конец этой дружбе придет?".

Вот уже 8 лет я живу в семье сына в Тольятти. Мне 83 года. К счастью, дети очень уважают меня. Но очень скучаю по Татарстану, по всем проживающим там знакомым. Связь со многими не теряю. Стремительно проходят годы, но жизнь прожита не зря. А это уже счастье и гордость.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев