Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Жизнь нашего района

Он был безгранично добрым, своим для многих

До начала 70-х годов прошлого века в районном центре работала довольно большая столовая райпотребсоюза. На ее же территории располагался дом работника столовой Гарафутдина Галиуллина. Он был ее неоценимым рабочим - обеспечивал столовую водой, содержал в порядке территорию, вывозил отходы, грузил, перевозил и выгружал товары, ухаживал за закрепленной за ним лошадью,...

До начала 70-х годов прошлого века в районном центре работала довольно большая столовая райпотребсоюза. На ее же территории располагался дом работника столовой Гарафутдина Галиуллина. Он был ее неоценимым рабочим - обеспечивал столовую водой, содержал в порядке территорию, вывозил отходы, грузил, перевозил и выгружал товары, ухаживал за закрепленной за ним лошадью, был и охранником.

Гарафутдин вместе со второй женой Хаернисой, прожившей с ним до последних его дней, вырастили четверых детей. Они, как и родители, отличались примерным поведением, добрым отношением к окружающим. Старшие Маулия и Тагир родились от первой жены Гарафутдина. Хаерниса и их окружила лаской и заботой, относилась к ним как к родным.

Очень отзывчивой, гостеприимной была эта семья. Наверное, поэтому приезжавшие в райцентр жители Абдул Салман, Старых Салман, Старых Баллыкулей и других деревень находили у Галиуллиных теплый прием и ночлег. Они жили в небольшом райпотребсоюзовском доме, как и многие в те годы, испытывали трудности, но были рады каждому человеку, их душа была открыта всем.

Сам я 5 лет учился в Базарно-Матакской школе, жил в ее интернате, но дом Галиуллиных часто становился и моей основной квартирой. Нередко ночевал у них и во время приездов в район, когда учился в Казани.

И жители нашей деревни Абдул Салманы испытывали уважение и благодарность этой семье. Ежегодно весной 4-5 девушек из нашей деревни приезжали к ним, чтобы основательно вымыть дом. Бабушку Хаернису вместе с детьми привозили в нашу деревню и из дома в дом приглашали в гости. А дедушка Гарафутдин никуда не мог ездить, потому что все работал и работал - без выходных и отпусков.

Когда я изучал родословные жителей родной деревни дедушки Гарафутдина - Старых Баллыкулей, то собрал сведения и о его роде из шести поколений. После этого мне захотелось рассказать читателям газеты о жизни этого достойного человека, о лишениях и трудностях, которые с лихвой выпали на его долю, особенно в детские годы. Хорошо помню и его рассказы о том далеком времени.

Пусть мои воспоминания, о которых пишу от души, с уважением к дедушке Гарафутдину и бабушке Хаернисе, станут молитвой за упокой их душ.

Во время голода 1921-22 годов жители Старых Баллыкулей пострадали особенно сильно. Село из 190 домов потеряло 60 процентов своих жителей. Значительная их часть умерла от голода. Другая часть, спасая жизнь, смогла уехать в чужие края, но и в этом случае многие из покинувших село умерли от разных болезней.

В семье прошедшего солдатскую службу Гарифуллы Галиулловича и Шарифзямал Сиразетдиновны до голода были четверо детей (из архива). Еще в начале голода скончались 17-летняя сестра, 40-летний отец и один младший брат Гарафутдина.

Чтобы остаться в живых, сельчане начали уезжать в другие края. Они направлялись в Среднюю Азию, Северный Кавказ, ближе к Москве и в другие места. И Шарифзямал апа с оставшимися в живых двумя сыновьями направилась с односельчанами в сибирские края.

Помню, дедушка Гарафутдин, рассказывая о младших братьях, не называл их по именам, а говорил просто "братишка". По архивным сведениям: одному его младшему брату - Мингате было 11 лет, второму - Гайсе - 10 лет. С кем из них он уехал в Сибирь - неизвестно.

Еще во время следования в поезде сильно заболела их мать. Она, чувствуя, что подхватила смертельное заболевание, стала уговаривать детей и односельчан, чтобы ее оставили на какой-нибудь станции, где останавливаются поезда. На одной из станций ей помогли сойти с поезда и усадили на крыльцо вокзала. Через некоторое время ей стало совсем плохо. Снова начала просить, чтобы ее оставили там.

- Найдутся люди, чтобы похоронить, когда умру. Если умру в поезде, вы ничего не сможете поделать, - сказала она.

Таким образом, попрощавшись с ней, братья и односельчане оставили женщину на неизвестной станции. В то время Шарифзямал было только около 37 лет.

Через несколько дней поезд надолго остановился у тайги. Стояли красивые летние дни, пора созревания ягод. Народ, сойдя с поезда, рассыпался по лесу есть ягод. Услышав, что поезд трогается, Гарафутдин начал искать братишку. Не найдя, на ходу запрыгнул в уходящий поезд. Наверное, братишка в вагоне, успокаивал он себя. Но эта надежда не оправдалась. Таким образом, Гарафутдин потерял и младшего брата - последнего близкого человека.

- Наверное, медведи или волки съели братишку в тайге, - надрывно плача и горестно вздыхая, рассказывал он.

Всю жизнь не сходили слезы с его глаз. Поэтому и зрение ухудшилось. Спустя какое-то время Гарафутдину было суждено с группой односельчан вернуться в родной край.

Перед войной женился, родился первый сын. Но в 1940-м году он умер, не прожив и года. Спустя годы у супругов появились на свет Маулия, Тагир. Тагир Галиуллин хорошо известен алькеевцам, он работал в районной администрации, потом в газете "Алькеевские вести", вышел на заслуженный отдых. В 1954 году, оставив двух малолетних детей, скончалась первая жена дедушки Гарафутдина.

Вот такая поучительная судьба у Гарафутдина Галиуллина.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев