Гульсум Шайдуллина: "До сих пор испытываю искренние чувства благодарности к дедушке-портному и его бабушке"
Это были тяжелые годы. После смерти родителей мы остались сиротами.
Жили в родном селе Нижнее Алькеево. Мне исполнилось 8 лет, уже подошло время идти в школу, а мне нечего надеть, моя телогрейка очень износилась. 14-летняя старшая сестра Бария сказала: «Не печалься, милая, сошьем новую, зайди к дедушке-портному, спроси, когда у него будет время». Я побежала к дедушке, который жил напротив. «Сошьем, доченька, приготовьте шерсть в качестве наполнителя», – сказал он.
Моя сестра кипятила шерсть, мы вдвоем били ее. Потом сестра купила на деньги от продажи масла на базаре материал черного цвета в магазине Валиахмета, которого назвали кулаком и сослали в Сибирь. Масло сбивать всегда поручали мне. Сливки наливали в маслобойку, готовое масло промывали холодной водой из колодца и спускали в погреб со снегом. Вместе со взрослыми я продавала масло на рынке в Чувашском Броде. На деньги, вырученные от продажи сливочного масла, покупали постельное белье, подушки, одеяла, другие мелочи.
Дед-портной жил с бабушкой по матери. Мы не знали их по именам, они приехали в деревню со стороны. У бабушки тоже было свое ремесло. Она хранила многовековые традиции татарского народа, читала Коран, учила богословию, толковала сны, лечила. Тогда ведь больниц не было, мы о ней и не слышали. Как-то зимой, когда замерзла река Атасу (в то время река Атасу сильно разливалась), мой 10-летний брат Гани, соорудив из кусков железа коньки, пошел с мальчишками кататься на льду. Весь день катался, устал, а потом напился воды из проруби. Когда он вернулся, его состояние было очень тяжелым. Несмотря на то, что моя сестра напоила его молоком с красным перцем и маслом, улучшений не было. Тогда мы завели братишку к бабушке-соседке. Тщательно помыв руки, она начала шептать что-то про себя, затем окунула палец в соль и засунула его в рот Гани. Действительно, брату на следующий день стало лучше, он перестал кашлять, горло не беспокоило. Спасибо бабушке.
Радости не было предела: и брат выздоровел, и телогрейка готова. Дед-портной, как я и просила, талию обозначил. Он даже денег за работу не взял. И сестренке Рашиде телогрейку тоже сшил бесплатно.
Я с удовольствием ходила в школу в обновке. Очень любила учиться, мечтала, чтобы каникулы быстрее закончились. Окончив 7 классов на «пятерки», без экзаменов поступила в Спасское педучилище.
Я до сих пор испытываю искренние чувства благодарности к дедушке-портному и его бабушке. Одним словом, я всегда благодарна своему народу, родному языку.
Гульсум Шайдуллина,
г. Набережные Челны.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев