Хочу рассказать некоторые эпизоды из рассказанного отцом Идиятуллой
В прошлом году исполнилось 100 лет Октябрьской революции.
Мой отец Идиятулла родился и вырос в деревне Тюгульбаево, которая относилась тогда к Кузнечихинской волости Спасского уезда. Известно, что он имел отношение к событиям того времени. Мне хочется вспомнить некоторые эпизоды из рассказанного отцом.
В 1916 году моего отца и односельчанина Хуснутдниова Сабира забрали в царскую армию в солдаты и отправили служить в Астраханскую губернию. Их командиром был генерал Колчак. В 1917 году произошла революция и власть царя была свергнута. Красная армия оттесняла белых и двигалась в сторону Кавказа, дошла до Новороссийска, что на Черном море, окружила армию белых. Красные предложили им: «Если не хотите сдаваться, грузитесь в баржу, мы отправим вас в Турцию. Мусульманам там хорошо». Поверив в это, многие люди погрузились в баржу, некоторые, в том числе и отец с дядей Сабиром остались на берегу. После этого баржу прицепили к военному катеру на стометровом тросе и погнали в глубь моря. Отойдя от берега километра на два, катер остановился и отцепил баржу. А из пушки на носу катера сделали два выстрела в сторону трюма баржи. Таким образом тысячи людей в барже ушли на дно. Увидев это, люди на берегу были поражены. Почти все они перешли в сторону красных. К ним присоединились мой отец и дядя Сабир. До 1920 года они устанавливали порядки советской власти на Кавказе и в Средней Азии. Командирами были Якуб Чанышев и Михаил Фрунзе. Отец рассказывал, что случались жесточайшие столкновения. Потому что везде местный народ выражал несогласие, оказывал сопротивление. Раненых и погибших было много с обеих сторон. Отец тоже был ранен, три недели лечился в госпитале. Мир установился только в 1921 году. Солдат отпустили домой.
А на Поволжье в это время царили засуха, голод. Отец и дядя Сабир привезли с собой по четыре пуда различной еды – сушеной рыбы, фруктов, круп. С этими мешками они прибыли на пароходе в одну из пристаней Поволжья. Их на повозках встретили односельчане Шакир и Хуснутдин, которые получили весточку об их возвращении.
Таким образом, отец вернулся домой человеком богатым, поэтому многие хотели сосватать ему своих родственниц. Но папа сказал: «У меня есть моя Таджелниса, с которой у нас уговор, женюсь только на ней!». Мама Таджелниса (1896-1989гг) была единственной дочерью деда Зиганши, который служил унтер-офицером еще при царе Александре. В 1922 году родители создали семью. Жили дружно, хорошо, родили семерых детей. Двое из них еще в младенчестве умерли, остальные пятеро выросли благополучно.
В 1930-м году в деревне стали создавать колхозы. Закрыли три мечети, медресе, запретили веру. Открыли школу, где учили по-советски. В школе учительствовал член партии Сунгат Муллин, который имел высшее образование. Для взрослых по вечерам устраивали ликбез. Тогда использовали латиницу. Отец работал в колхозе «Красноармеец», на лошади перевозил горючее из нефтебазы на Волге. Жили мирно, но тут началась финская война, отца забрали в армию. Только вернулся, вскоре началась и германская война. Участников предыдущих войн на фронт призвали первыми. Папа тоже попал в такую группу. В конце 1944 года был ранен, его комиссовали. Вернулся в село и вновь работал в колхозе старшим конюхом. В его попечении было более 80-и лошадей. Многие работы на селе выполнялись при помощи лошадиной силы. Животных по ночам пасли по очереди. В 1947 году вновь случилась засуха, жизнь народа ухудшилась. В одну из летних ночей на табун лошадей напали три волка. В табуне было четыре жеребенка, звери пытались отделить их. Лошади и сами защищали жеребят. А папа ударил волков своей палкой. Но один из зверей успел укусить отца за ногу, крепко его поранил. Ничего не добившись, волки вынуждены были отступать, они не нанесли урона табуну. Папа же целый месяц лечился дома. К нему каждый день приходил сельский фельдшер. За мужество правление колхоза выделило отцу пуд зерна и три килограмма меда. Это были времена, когда люди плохо питались. Поэтому награда правления стала поддержкой для нашей семьи.
Так прошло много лет. Родители жили душа в душу, на старости о них заботились мы, их дети. Папа скончался в 78 лет, мама ушла от нас в 93 года. Теперь уже нет в живых и четырех их детей. Я достиг 82 лет, живу благополучно, молюсь о родителях. Вот и этот мой рассказ пусть станет молитвой их доброй памяти. Они были старательными, добрыми людьми. Увы, жизнь, судьба никого не балует. Пожелаем живым терпения, мирной жизни.
Сулейман ШАКИРОВ,
г.Казань.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев