Мы помним наших бабушек и дедушек, которые подарили нам мирную жизнь
Наступило самое красивое время года. Все утопает в зелени, кругом аромат цветов, запах весенней свежести.
22 июня будет 80 лет, как началась Великая Отечественная война. В душе невыразимая тоска и боль. Ведь родная земля пропитана слезами наших матерей, детей военной поры.
С особым уважением вспоминаю односельчан, детство которых пришлось на годы войны. Мы работали вместе, вместе состарились, с каждым годом нас становится меньше... Мы живые свидетели войны, сироты, выросшие без отцов, подростки 12-14 лет, которые не видели нежности матерей, ведь те от зари до зари работали в колхозе. Были очень тяжелые годы: не хватало еды, носили одежду с заплатками, а с войны друг за другом шли похоронки. Но приходилось выживать. Мы очень благодарны нашим мамам, которые старательно трудились во имя Победы.
Когда началась война, мне было 5 лет. Смутно помню отца, который ушел на фронт. Война очень страшное слово, она забрала радость жизни, наделив горем и бедой.
Мой отец был гармонистом. Помню, такой момент. Папа играет и кружится, играет и кружится. «Папа, почему ты так делаешь?» – спросила я. «Так красивее мелодия», – ответил он и, взяв меня на руки, начал кружить.
7 июля 1941 года 7 мужчин нашего села ушли на фронт. Около сельсовета собралась толпа народа. Послышался призыв: «Товарищи, поехали!». Все плачут: и женщины, и мужчины, и дети, и пожилые. Я тоже плачу, наверное, в первый раз осознав, что это такое горечь расставания. «Папа, не уходи!» – кричу я.
– Доченька, ты уже большая, смотри за Саматом, чтобы не плакал. А я тебе привезу, милая, шелковое платье и красное яблочко, – сказал отец на прощание.
И вот две повозки тронулись в путь. Мужчины затянули трогательную народную песню о судьбе солдата. Женщины с детьми и старики: мы вдвоем с мамой, Зубарджат апа с пятью детьми, отец Миннегалима Минсабир абый шли вслед за ними до Русской улицы, а потом еще долго стояли, провожая взглядом...
Из ушедших на фронт в тот день только Касым абый вернулся живым. С Победой возвратились в деревню и два соседа. Нам не суждено было увидеть отца. Мы не верили, что он пропал без вести... Мама умерла в 98 лет, до последнего ждала, что папа вернется. Однако этого не произошло. От папы пришло семь писем. В последнем он писал, что держит путь в Ленинград. Семь писем-треугольников мы бережно храним.
Проклятая война! Она лишила нас детства, обрекла на сиротство. Прошло много лет, но мы помним каждого, кто пал на полях сражений, защищая нашу Родину.
Отцовскую гармошку пришлось продать – надо было учиться. Строки из стихотворения нашего поэта-земляка словно о нас, каждое слово ранит сердце, трогает душу:
... Слышится гармони мелодия,
Волнуют душу весенние грезы.
Рядом стою с мамой я,
Папы нет, а на глазах моих слезы.
Мы помним наших бабушек и дедушек, которые сделали все, чтобы подарить нам мирную жизнь. Пусть в мире будет спокойно. Еще бы одолеть этот коварный вирус. Мы, дети войны, живем сейчас в благополучии, слава Всевышнему. Спасибо руководству страны, республики, нашим детям за постоянную заботу и внимание к старшему поколению.
Талия Насыбуллина,
с. Шибаши.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев