Хочу рассказать об одной интересной истории, связанной с радио
Действие происходит в Алькеевском районе
Хочу рассказать об одной интересной истории, связанной с радио. Действие происходит в Алькеевском районе. Наше Татарское Тюгульбаево было довольно большим, древним селом, относившимся к Кузнечихинской волости Спасского уезда Казанской губернии. В селе имелись 3 мечети, 3 ветряные, 2 водяные мельницы. И население было многочисленным. Об этом же свидетельствуют 3 погоста. Сейчас покойных хоронят только на одном, остальные – в заброшенном состоянии.
Идут годы, меняются времена, создаются колхозы. Но о радио никто и не слышал. Во всем селе только дед Зиннатулла получал газету «Кызыл Татарстан» и сообщал односельчанам новости. Остальные подписывались только на районную газету «Колхоз трибунасы». В ней писали лишь о жизни района, колхозов, сел. А связью между селом и районом служил проводной телефон. У аппарата каждую ночь дежурили по одному человеку. Вдобавок к этому по два человека патрулировали по улицам села, потому что могли появиться дезертиры с войны, были и случаи кражи скота.
Лето 1948 года. В село приехал на легковой автомашине из Москвы Кирам абый – сын деда Загидуллы, проживавшего в нижнем конце. Он привез и радио, питавшееся от батарей. Они жили в двухэтажном доме под жестяной крышей. Таких домов в селе насчитывалось только два. Было и несколько домов с тесовыми крышами, а остальные покрыты соломой.
Кирам абый включил это радио, установив на подоконник второго этажа. Собралось множество сельчан, чтобы послушать. Радио говорит и по-татарски, и по-русски! И концерты дает. Люди не расходились до 3 часов ночи. И вдруг радио замолчало. «Извините, односельчане, что-то вышло из строя», – заявил Кирам абый и унес с собой радио.
А через год и в клуб привезли работающий на батареях радиоприемник «Родина». Люди стали собираться там.
В 1950 году по селу прошелся слух: «В райцентровский магазин завезли радио с наушниками, работающее без батарей». Я тоже съездил и приобрел радио. Ничего такого особенного – черного цвета коробка, две пары наушников и к ним прилагается 30-метровый медный провод для антенны. Один конец этого провода следовало поднять на высоту 15 метров, а второй прикрепить к какой-нибудь железке и закопать на метровую глубину. Запрещалось включать радио во время грозы.
Мы вместе с конюхом Хусаином абый привезли из расположенного в двух километрах от села леса две 15-метровые сухостойные осины. Установили антенну, нижний конец провода прикрепили к уже непригодному самовару и закопали. Таким образом, начали слушать радио. Работает на двух длинных и одной средней волнах! Отлично принимает Москву, Казань. На средней волне берет Уфу. Заходят проживающие по соседству женщины, бабушки, чтобы послушать радио. Когда собиралось много людей, я опускал одну пару наушников в ведро, чтобы всем слышнее было.
Позднее начали привозить из Казани радиоприемники «Искра», тоже работавшие на батареях. Доходы у людей были невысокими, но никто не возмущался, довольствовались тем, что имели. Старательно трудились на благо развития страны, исправно платили налоги. А Кирам абый в село больше не приезжал. Он прошел всю войну, Победу встретил в Берлине! Вся грудь была в орденах и медалях, награжден двумя орденами Красной Звезды. Его представили и к званию Героя, но не присвоили, поскольку не вступил ни в комсомол, ни в партию.
Сейчас уже в каждом доме имеются телевизоры с большими экранами, у каждого – сотовый телефон, даже интернет есть. Народ живет в достатке! Жаль только, что села становятся все меньше. Казалось бы, не только радио есть, но и электричество, вода, газ проведены, дороги построены, телефон каждому доступен. Ничего не поделаешь, веяние времени.
Сулейман Шакиров
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев