42 года прожившие в Москве Раиса и Нургали Гайнутдиновы вернулись в село Ургагары и построили дом
Времена пошли такие – много жителей села сегодня разъезжаются по разным городам.
В родительском доме, где некогда бурлила жизнь, подрастали окруженные заботой и любовью отца и матери дети, все затихает, он словно сиротеет. Уехавшие же живут с тоской и грустью по родному краю, родной земле, отчему дому…
У многих жителей больших городов то и дело всплывает в памяти родное село, подарившее радостные, счастливые мгновения детства, юности. Такие при первой же возможности вырываются на малую родину, чтобы повидать родных и близких, соседей и знакомых, погасить на какое-то время грусть, обрести покой. А очень редкие, бросая налаженную жизнь, достаток и благополучие, возвращаются в отчий край и на месте родительского крова ставят дом. Да, есть такие, примеры тому имеются и в нашем районе. Одна такая семья живет в селе Ургагары. Речь идет о Раисе апа и Нургали абый Гайнутдиновых, более 40 лет проживших в Москве. Все у них там было: став на ноги, приобрели квартиру, дачу с земельным участком, вырастили детей, обзавелись внуками. И, тем не менее, выйдя на заслуженный отдых, супруги переехали в родное село, где прошло их детство, построили новый дом, в котором сейчас и живут.
В большом и шумном городе
Нургали Зиятдинович родился и вырос в селе Ургагары. В 14-летнем возрасте уехал в Казань, чтобы получить профессию. Там он выбрал техническое училище, специальность шофера-буровика. Парням, окончившим училище и получившим на руки соответствующие удостоверения, предоставили возможность трудиться в больших городах страны. Имелось и направление в Москву. Разумеется, молодых и решительных парней больше интересовала столица. Вот и Нургали, недолго думая, направился в большой и шумный город. Это были 70-е годы. А занимался он бурением водозаборных скважин в районах в окрестностях Москвы. Потом была армейская служба. Привыкшего все делать на совесть, активного и смелого солдата назначили командиром взвода. Парню с золотыми руками и немалыми организаторскими способностями дали прозвище «бригадир». После демобилизации вернулся в ставшую уже довольно хорошо знакомой Москву. К тому времени его друзья и коллеги уже разъехались кто куда. Но наш земляк не из тех, кто теряется в трудной ситуации, боится перемен. Устроился водителем в троллейбусном парке. 20 лет прошло за рулем и только после этого стал руководителем отдельного маршрута, технического контроля, заместителем руководителя по ремонтной части.
«Дедушки и бабушки должны жить в селе»
В тот период Нургали Зиятдинович получил квартиру, создал семью. А женился он на девушке Раисе из своего же села. Они вырастили трех сыновей: Рудика, Рамиля и Раиля. Они получили высшее образование, каждый нашел свой путь, стал семейным. Родились и дети. Все хорошо и благополучно, живи себе спокойно: хочешь проводи время в квартире со всеми удобствами, захочется подышать свежим воздухом, выращивать овощи – имеется дача. Даже баню там построили. И все равно, равновесия в душе нет, кажется, все чего-то не хватает. А не давали ему покоя грусть по родному селу, отчему крову, желание жить на лоне природы, на просторе. Тут еще один из внуков совершенно неожиданно предположил: «Наверное, вы в село переедете, когда состаритесь. Дедушка с бабушкой должны жить там. Мы останемся в Москве, будем приезжать к вам в гости». Крепко врезались в его память эти слова внука, то и дело вспоминались, не давали покоя.
Нургали Зиятдинович не из тех, кто долго сомневается: написав заявление о своем желании уйти на заслуженный отдых, принял решение построить в родном селе новый дом. На том самом месте, где жили покойные ныне родители.
Отчий дом хранит историю рода
Хоть и с большим трудом Раиса апа все же согласилась с решением мужа. В результате в селе Ургагары появился еще один новый дом. Немало разных вещей и предметов остается в доме предков. Они служат поводом для оживления в памяти многих воспоминаний, побуждают задумываться о связи поколений, родовых корнях. Нургали Зиятдинович придает большое значение каждой сохранившейся в отчем доме вещи – чистит, моет, как бы дает вторую жизнь.
– Я сохранил и установил около летнего дома камень из фундамента избы, в которой жили дедушка и бабушка. Тщательно вычистил колесо конной телеги и пристроил его в качестве люстры в беседке. Все это память, свидетели связанных с детством событий. Хранится у меня и кое-какая домашняя утварь. Хочу разложить их в порядке в летнем доме. Считаю, что мы должны бережно хранить доставшееся нам от бабушек и дедушек наследие, передавать историю рода сыновьям и дочерям, – говорит он.
Вернувшись в село, Нургали Зиятдинович первым делом очистил выкопанный когда-то около дома колодец, сделал навес над ним. Позаботился и о колодце, расположенном на том месте, где жили соседи, пристроил к нему «журавля». «Воду из своего колодца используем для полива овощей. А колодец с «журавлем» – для красоты, воспоминаний о старине. Жаль, нет соседей, которые могли бы им пользоваться», – продолжает мой собеседник. В его дворе стоят в ряду и конные телеги. «Одну взял у знакомого, еще четыре сделал сам», – поясняет хозяин, когда пошла речь о них. «А для чего они нужны?» – поинтересовалась я. «Сейчас у многих во дворах можно увидеть современные автомашины. Они никого не удивляют. А вот чтобы увидеть прежние телеги, приходят каждый приехавший в село ребенок, гости. Руками трогают, садятся. Приятно смотреть, когда людям интересно», – подчеркивает он.
Там же, во дворе стоят маленькие ветряные мельницы. «Вращение их крыльев напоминает нам о безостановочном течении жизни, и нас, как бы призывает что-то делать, чем-то заниматься, действовать», – говорит он. Неподалеку сделал и мост влюбленных. Вот, если бы еще и молодые люди, как в старину, заключавшие в селе браки, подвешивали на его перила замки в знак верной и вечной любви…
Ради красоты работаешь с интересом
Не спешите думать, что у человека, приехавшего в село на заслуженный отдых, жизнь проходит однообразно, скучно. Мы сразу обратили внимание на лошадь, пасущуюся на лугу около дома. Чтоб у татарина не было лошади!
– Мой отец всю жизнь содержал лошадь. Это же очень умное, красивое животное. С лошадью можно разговаривать, делиться всеми секретами. Я люблю запрягать лошадь или верхом на ней добираться до полей, возвращаться по улицам. И колокольчик, оставленный отцом, к дуге прикрепил. Когда едешь на лошади, его перезвон поднимает настроение. Есть еще у нас и три хаски и два кавказца. И любовь к собакам передалась по наследству. У моего дедушки Имама было прозвище «борзой». Он любил охотиться, содержал борзых. И ружье дедушки у меня еще хранится. В одно время я и сам охотой увлекался. Для себя содержим кроликов, в летние месяцы выращиваем гусей. Вычистили расположенное неподалеку от дома озеро, летом на его берегах кошу сено. При желании можно и с удочкой посидеть, порыбачить. Увлечений много, лишь бы душа к ним лежала. Когда хочешь сделать что-то красивое, то и работать интересно, – продолжает рассказывать о жизни в селе Нургали Зиятдинович.
Раиса апа выращивает в огороде овощи, там еще растут малина, посаженные дедом и бабушкой яблони. Дети регулярно звонят, справляются, на летние месяцы приезжают внуки.
«Отец, этот дом никогда не будет пустовать. Вот и наши дети подрастают», – говорят сыновья. «Я им верю, такие мужчины слов на ветер не бросают», – сказал Нургали абый, прощаясь с нами.
А по-другому и быть не может, когда в отчий дом приезжают внуки, воспитывающиеся в атмосфере уважения к прошлому.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев