Алькеевский район: семья Хусаеновых из Каргополя ежегодно выращивает две сотни гусей
Село Каргополь издавна славится своим трудолюбивым и старательным народом. В последние годы оно стало известно на всю округу, в том числе и благодаря развитию птицеводства. Импульс, заданный программой поддержки местных товаропроизводителей, сделал свое дело. Почти в каждом дворе содержатся гуси, утки-муларды, куры, цыплята-бройлеры. Их количество измеряется не десятками, как мы привыкли, а сотнями. Чтобы познакомиться с одной из семей-птицеводов, мы побывали в этом красивейшем селе.
Дом Хусаеновых, находящийся недалеко от местного парка, издалека привлекает своей красотой и убранством – кругом цветы и яблоневые деревья, усыпанные сочными летними плодами.
Навстречу нам вышла расторопная хозяюшка в белом платочке – очень милая, открытая женщина, которая с радостью показала нам своих гусят-линдочек. После фотосессии на фоне подросших пернатых, она поручила внуку Камилю отогнать гусят к реке. Десятилетний мальчик с палкой, на конец которой был подвязан пакет, принялся выполнять это важное задание. А как же иначе?! Ведь в хозяйстве 160 гусят, надо, чтобы никто из них не заплутал по дороге.
Мехпарк в огороде
Четырехлетний внук Ильдар копошился во дворе, то и дело подбегая со своими нескончаемыми вопросами к дедушке, который налаживал трактор. А в огромном огороде помимо картошки, овощей и плодовых деревьев можно увидеть всю технику Хусаеновых, выстроившуюся ровно в ряд в ожидании своего часа. Тут есть борона, две разные косилки, пресс-подборщик и погрузчик КУН-10. Одним словом, не огород, а мехпарк. Чуть поодаль нашлось место для большого количества сена в рулонах. Под яблонями сорта «Медовая китайка» в тени от палящего солнца расположились пчелиные домики, выкрашенные синей краской.
Заглянули в сарай и карду: там, отгоняя хвостами назойливых мух, мирно отдыхал десяток телят черно-белой породы. К слову, хлев для скота совсем новый, его построили на средства субсидии после того, как старый сгорел из-за замыкания электропроводки. Коровы, их в хозяйстве шесть, пасутся в сельском стаде. За одну буренку по местным правилам надо пасти день. Правда, пастух сейчас электрический, но за ним тоже нужен глаз да глаз, ведь есть и «бесстрашные» бычки, которым нововведение – не закон, могут и перепрыгнуть в поисках сочной травы.
– Только вчера закончилась наша пастьба. Сразу скажу, что кормов на лугах практически нет, трава всюду желтеет. Соответственно падают надои. Непременно нужен дождь, – сокрушаясь о засушливом лете, поведала моя собеседница.
Село на большой дороге
Мадина ханум около 40 лет своей трудовой деятельности посвятила обучению русскому языку и литературе. Она известна в районе своим коллегам-филологам тем, что красной нитью через ее уроки проходила тема детей, обиженных судьбой.
– Не секрет, что в каждом классе найдутся такие, кто имеет какие-то проблемы со здоровьем. Часто над ними смеются, шутят, не замечая, что делают очень больно. На своих уроках я старалась через произведения русских писателей приучить детей быть милосердными, воспитать в них чувство отзывчивости и сострадания, – поделилась с нами ветеран-педагог.
Сейчас мало кто вспомнит, что сельская учительница не из Каргополя, она родилась и выросла в селе Татарское Тюгульбаево. Там с отличием окончила десятилетку и по настоянию Суайды Шакировой, работавшей тогда инспектором РОНО, поехала преподавать в село, которое «находится на большой дороге». В тот же год молодая девушка заочно поступает в Казанский педагогический институт.
– На проживание меня определили к бабушке Сабихе. Самыми нежными словами я вспоминаю эту женщину, которая стала родной и близкой нескольким молодым специалистам, как я, – распутывает клубок памяти героиня сегодняшнего рассказа.
Парень с двойным именем
– На пятом курсе вышла замуж за местного парня с двойным именем. Так получилось, что по пас-порту он Фарит, а в народе его зовут Рафик. Он был очень красивым, видным юношей, все девушки на него засматривались. А я участвовала в театральных постановках, однажды даже наградили за главную роль в пьесе «Близнецы», подарили куклу. Видимо, там я и приглянулась, – продолжила повествование моя собеседница, не скрывая эпитетов в адрес супруга, с которым бок о бок идут вот уже 37 лет.
Вместе воспитали троих детей, вместе ухаживали и проводили в последний путь родителей Рафика и маму, а сейчас на зиму привозят к себе и заботливо присматривают за отцом супруги.
– Муж долгие годы работал инженером в совхозе. С утра до ночи на работе. С воспитанием троих детей помогали бабушка Альфия и дедушка Исхак. А с годами вмес-те со старшими управлялись по хозяйству, понимая, что у учителя много разных школьных дел помимо преподавания, – с благодарностью рассказывает Мадина апа. А потом добавляет, что именно у них они переняли опыт содержания гусей, причем большого количества.
Ну как же без скота?
– Родители всегда говорили, что деревни без скота и живности не бывает. Это основной источник дохода, вся сущность сельской жизни. Уже будучи совсем больным, папа выходил во двор к сушилке и вдыхал аромат свежего сена, приговаривая, что нет ничего на свете приятнее этого запаха,– отметил глава семьи.
Свое «гусиное дело» начинали Хусаеновы с небольшого количества птицы, доведя постепенно до двух сотен. Гусят породы Линда раньше закупали в Чувашии, а в этом году приобрели в Сабинском инкубаторе.
– Привезли 200 гусят, 40 продали соседке. Подумали, что на этот год хватит. Для содержания птицы и места должно быть достаточно. А у нас еще сотня цыплят, другая живность. Если честно, то и кредит за трактор в прошлом году закрыли гусиными деньгами, так что стало полегче, – сообщила хозяюшка.
Действительно, в любом бизнесе, будь он большой или маленький, требуются вложения. Ясное дело, что для обработки земли нужны не только кадры, но и хорошая техника. Сейчас практически все заготавливают сено при помощи сельскохозяйственных агрегатов, людей с косой и не встретишь. А если учитывать, что у Хусаеновых 80 гектаров земли, то становятся понятными и немалые затраты.
Пожар
Три года назад, когда по настоянию кардиолога Мадина апа легла на лечение в нашу центральную больницу, ранним утром позвонили по телефону и сообщили, что у них пожар. Не будем описывать, что тогда пережила эта женщина. Увидев пепелище от сарая, где в огне погибли 25 овец, 6 быков, корова, Мадина апа долго не могла успокоиться.
– Мне потом рассказывали, как сын Ильназ трижды выгонял из охваченного пламенем сарая овец, но они снова бежали в огонь. Скотину было жалко, однако слезами горю не поможешь. Главное, что сын остался жив, хотя огонь полностью опалил его волосы, которые потом долго не росли, – заново переживая тот страшный день, поведала собеседница.
Она с благодарностью вспомнила всех, кто помог в этой тяжелой жизненной ситуации. С особой теплотой поведала о семье Рината Гафиятуллина, которая содержала у себя трех коров, уцелевших во время пожара, пока не построили новый сарай.
Начав буквально с нуля свое хозяйство, ведь огонь уничтожил не только скот и надворные постройки, но и агрегаты, Хусаеновы сумели возродить его, как бы тяжело им не было.
Включаю радио и спокойно работаю
Рассказывая о гусях, остановлюсь подробно не на их содержании, а скорее их реализации. Оказывается, всех гусей Мадина апа ощипывает и потрошит в одиночку. Да-да! Не удивляйтесь. В день забивают десяток птицы. Каждого с особой аккуратностью, не торопясь, «гладит» через марлю хозяюшка старинным утюгом, который держит на газу.
– Для любого дела нужна особая сноровка, которая достигается лишь годами работы. Всем нужны гуси хорошо ощипанные, чистенькие, блестящие. Ведь гуся часто несут на подарок, в качестве гостинца, тут абы какая птица не пойдет. Вырастить линдочек не так сложно, как кажется, а вот в подготовке к реализации требуется большая аккуратность – нельзя порвать кожу, нельзя и сжечь ее излишне горячим паром. Особенно тяжело ощипывать гусынь, они более нежные, того гляди испортишь, – поделилась местная умелица.
Оказывается, на всех гусей уже давно есть заявки. А набор для татарского большого пирога на пресном тесте забирают сразу ящиками. Все-таки национальное блюдо зур-белиш каждая хозяйка должна приготовить хоть раз в году, даже, если она живет вдали от деревни. Не так ли?
«Мадину я учила в школе, когда работала в Тугульбаево. Очень смекалистая, трудолюбивая, старательная была ученица. А увидев обработанных ею гусей, диву даешься – настолько аккуратная работа. Дай Бог ей радоваться плодам умелых рук », – говорит с восторгом жительница районного центра Амина апа Халиуллина.
«Гусиный» обет
В дело идет и пух, и перо этой птицы. В последние годы старательная сельская женщина приноровилась шить пуховые одеяла.
– На двуспальное одеяло уходит 640 граммов пуха. На такую продукцию всегда спрос. Особенно часто просят на свадьбу, – показывая творение своих «золотых» рук, сообщила моя милая собеседница.
Одеяло стегается в форме квадратов со стороной в 20 сантиметров, оно очень легкое, но при этом теплое. А, если его сложить, то занимает очень мало места.
А еще в этой семье есть удивительная традиция, название которой «Каз нэзере». Если дословно перевести, то это обет Всевышнему, который непременно необходимо исполнить. Никто уже и не помнит, когда в семье начали давать этот зарок, но все знают, что без него ну никак нельзя.
– Я спрашивала у своей свекрови, обязательно ли выполнять мне этот семейный обычай. Она ответила, что дело добровольное. Мама сама была родом из Камского Устья, ей эту традицию в свое время передали родственники мужа, – поведала Мадина апа.
Проведение меджлиса после гусиного сезона – дело хлопотное. Как-то раз приболела хозяюшка, решила никого не собирать, а раздать только милостыню. Но не тут-то было – во сне увидела тех самых гусей, которые «пришли за своей долей». С тех пор разговоров на тему «проводить или нет меджлис» в доме нет.
– На обед приглашаю Ирека хазрата, всех родных и близких, из гуся готовлю зур-белиш, подаю птицу и в запеченном виде, стараюсь напечь блинов на гусином жире. Мулла читает суры из Корана, желает успехов во всех сельских делах, просит у Бога, чтобы и впредь за большим столом собирались многочисленные родственники, – поделилась семейной традицией Мадина апа.
Пусть молитвы и пожелания будут услышаны, пусть в доме, где не боятся тяжелой сельской работы, всегда будет достаток, а беды и невзгоды обходят стороной.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев