Реклама
Новости
И ВОЕВАЛ ДОБЛЕСТНО, И ДЕСЯТЬ ДЕТЕЙ ВЫРАСТИЛ
Инвалид Великой Отечественной войны Хазим Фахрутдинов сегодня живет в селе Нижнее Алькеево на попечении дочери Карибы.
С поля боя он вернулся без одной ноги, тем не менее, ветеран сохранил оптимизм: всю жизнь трудился, был в движении.
Государственный архив Татарстана начал работу по записыванию голосов ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в республике. Воспоминания героев войны, победивших фашистов, в записях дойдут до следующих поколений.
Вместе с руководителем архивного отдела исполкома района Еленой Васяйчевой мы, то есть и корреспондент редакции, отправились в путь, чтобы послушать воспоминания Хазима ага Фахрутдинова.
Когда мы приехали к дому ветерана, он был в спальне, молился. А мы начали разговор с его дочерью Карибой.
– В последние месяцы папа немного побаливает. Жалуется, что дома не хватает воздуха, целыми днями ходит во дворе, сидит на улице. Он никогда не бездельничал, все время был в движении. Хоть и безногий, в пешем ходе мы не поспевали за ним, – рассказывает дочь ветерана.
Хазим Мардегаллямович родился и вырос в деревне Верхнее Алькеево, всю свою жизнь прожил там же. Первая жена скончалась в 1961 году, после чего он женился на Муслиме. Вместе с ней прожили 55 лет, вырастили десятерых детей. Несколько месяцев назад бабушка Муслима скончалась. Хазим ага с трудом пережил эту утрату. «Словно мир опустел. Наверно, в последнее время и болею-то от тоски», – говорит он.
За своими пожилыми родителями дочь Кариба, проживающая в Нижнем Алькеево, присматривала, как говорится, наездами, а потом привозила на зиму к себе. А в последние год-два насовсем привезла в свой дом. Здесь просторно, созданы все удобства, везде чувствуется достаток, царит порядок.
… Тем временем Хазим Мардегаллямович вышел к нам и тоже присоединился к беседе.
– Я, конечно, считаюсь инвалидом, но всю жизнь трудился. За какую бы работу не брался, всегда выполнял добросовестно, доводил дело до конца. Когда был бригадиром животноводов, заботился о качестве кормов. Наблюдал, чтобы не портилась ни одна охапка сена. Моя овцеводческая бригада долгое время была передовой в районе. Зимой оказывали помощь кормами фермам соседних деревень, – вспоминает 94-летний ветеран.
– Хазим ага, вам, одноногому ветерану, может, и не стоило так старательно работать в колхозе?
– Сынок, мы ведь растили 10 детей. Их надо было поднять, помочь обзавестись семьей. Понятно, что на все это инвалидских денег не хватало…
– Да, семья у вас была большая. Наверно, детей очень любили?
– Очень любил. Каждый ребенок приходит в мир со своим счастьем. Наш дом всегда был полон детского смеха. Я считаю, что в многодетном доме каждый день праздник. Теперь я вожусь с внуками, правнуками. Они меня тоже любят, часто приезжают, навещают.
Когда Хазим абый рассказывал об этом, глаза светились радостью, показалось мне, что душа его ликовала. Чем дальше общаешься с ветераном, тем больше убеждаешься в том, что он полон энергии, что у него ясный ум, удивительно хорошая память.
… На войну его забрали в 1943 году. Семь месяцев мучились они в лагере Суслонгер. Лагерь, расположенный в марийских лесах, называли еще и «лагерем смерти». Из новобранцев здесь должны были готовить пулеметчиков. Но дело не шло далее занятий с деревянными ружьями. Привычным было избиение солдат, их морили голодом. Люди умирали десятками. Об этом ужасе нельзя было написать в письме, сообщать родным. Но какими-то путями об этом вредительстве сумели донести до Москвы. После чего в лагере началось следствие, виновные были арестованы.
К счастью, Хазим Мардегаллямович вышел из этого ада живым и здоровым. В конце 1943 года он попал на передовую линию фронта. На Украинском фронте в качестве пулеметчика воевал против фашистов. Подорвавшись на мине, был тяжело ранен. В сторону отлетел пулемет с 60-килограммовым стальным колесом, тяжело раненого Хазима отбросило в другую сторону. Сегодня он говорит: «Хорошо еще, что мину заложили в вспаханном поле, иначе, я бы в живых не остался. Меня спасла мягкая земля». Левая нога Хазима была сильно раздроблена. В военном госпитале солдата ампутировали. А вот минные осколки в своем теле он носил десятки лет. Извлеченные позже, они теперь хранятся в Нижне-Алькеевском школьном музее. Пролечившись долгое время в госпиталях, 21-летний фронтовик Хазим вернулся в родные края.
Жил он не хуже здоровых – сам вывез лес, построил дом, поставил новый сарай, баню, регулярно обновлял их. Не болел, не лежал в больницах, все время был в работе. Когда в последние годы по болезни попал в больницу, несмотря на хороший уход, попросил отпустить домой, хотя и не успел пройти курс лечения.
Хазим Мардегаллямович доволен жизнью. Он многократно повторяет: «Государство очень заботится о нас, оказывает всяческую помощь».
– Руководитель района Александр Никошин тоже часто бывает у нас. Расспрашивает о моем состоянии, предлагает помощь. Я искренне благодарен отзывчивому руководителю, – говорит ветеран. Затем добавляет:
– А жить-то еще хочется. Ведь жизнь так прекрасна!
Хазим ага по именам помнит односельчан, ушедших из деревни Верхнее Алькеево на войну. Посчитал, сколько из них сложили свои головы на полях битв.
– Сегодня никого из них нет в живых. Увы, прошло очень много времени. Жаль, что большинство фронтовиков, хотя и вернулись живыми, очень рано умерли, – говорит он с грустью.
Провожал нас Хазим ага в полном параде – надев костюм с орденами и медалями. Прощаясь, сказал: «Даст Бог, еще свидимся, дети…».
Наше общение, воспоминания ветерана, записанные на диктофон, будут направлены в государственный архив на вечное хранение.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев