Назим и Рамзия Нуретдиновы из села Татарское Бурнаево приютили 3 детей-сирот и односельчанина Ильяса Ахметшина
В ноябре 2009 года, в дни, когда исполнялось 23 года их супружеской жизни, Назим и Рамзия, приняв бесповоротное решение, привезли из Набережно-Челнинского детского дома двух мальчиков-братьев – Александра и Владимира Мурлиных.
У Татарского Бурнаева свои обычаи…
Не раз и ни два приходилось слышать о том, что у парней села Татарское Бурнаево есть обычай красть невест, поэтому и свой разговор с жительницей этого села Рамзией Нуретдиновой я начала с такого вопроса:
– Наверное, ты тоже выходила замуж по бурнаевским обычаям. Скажи честно, украли?
– Так оно и было, а вы откуда узнали? – рассмеялась она. Татбурнаевский парень Назим Нуретдинов «похитил» шибашскую девушку 9 ноября 1986 года после вечера проводов молодого человека на армейскую службу – посадил в кабину гусеничного трактора ДТ-75 и был таков. В ту пору задористая молодежь этих сел ездила друг к другу на дискотеки, разные вечера по прямой дороге – через два леса, один глубокий овраг. В «краже» девушки парню из соседнего села помогали и шибашские ребята. Обманом, уловками заманили ее в кабину трактора, и лихой, переполняемый радостью удачи «жених» погнал во всю мочь трактор в Бурнаево – лишь бы не рискнула выпрыгнуть.
Вот так и началась новая жизнь.
– Завтра будет 38 лет (мы побывали у Нуретдиновых 8 ноября), – улыбается счастливая женщина.
Она, действительно, счастлива. Вместе с понимающим ее по одному взгляду мужем, полным домом ребятишек незаметно пролетели и годы. Родившиеся в 1988 и 1989 годах сыновья Ринас и Ринат, дочь Альфина 2003 года рождения – их гордость. Они уже выросли, живут своей жизнью, основные помощники родителей.
Никакой работы не чурается, не боится трудностей эта счастливая пара, выросшая в многодетных семьях, с малых лет привыкшая к работе и получившая должное трудовое воспитание. В 1994 году на месте отчего дома возвели новый. После рождения третьего ребенка он стал казаться тесноватым, поэтому в 2004 году утеплили пристрой, ставший новой красивой комнатой. Таким образом, «изба» стала в 2 раза больше. Она работала бухгалтером, он – бригадиром, заведующим фермой. Можно сказать, от темна до темна пропадали на колхозной работе. Только им самим известно, как успевали справляться с такой кучей дел. А ведь было еще и личное подсобное хозяйство. На протяжении 36 лет откармливали по 10 быков, содержали 3-4 бурёнок, овец, гусей и уток, кур.
– В последние 2 года поубавили, уже не молодые, стареем, сейчас у нас 25 овец, есть готовые к убою гуси, в морозильнике 50 тушек кур-бройлеров, которых сами вырастили, – улыбаясь друг другу, говорят они на этот счет. Значит, им и сейчас не надо занимать трудолюбия.
«Там где двое, там и трое»
У многих сельчан, не привыкших сидеть без дела, не боявшихся никаких хлопот и забот, тяжелого труда, опустились руки в годы распада колхозов. Как теперь жить без работы?!
В ноябре 2009 года, в дни, когда исполнялось 23 года их супружеской жизни, Назим и Рамзия, приняв бесповоротное решение, привезли из Набережно-Челнинского детского дома двух мальчиков-братьев – Александра и Владимира Мурлиных. Дети, одному из которых исполнялось 8 лет, а другому – 4 года, ни слова не знали по-татарски. Но лишенные до этого ласки, теплого отношения, доброго внимания мальчишки быстро изменились – и татарский язык выучили, и к заведенному в доме порядку, сельской жизни легко привыкли. Они обрели новых родителей, им отвели большую отдельную комнату в просторном доме со всеми условиями, росли, ни в чем не нуждаясь. Бывало, и своя мать, ее родные ребят навещали, но им уже не хотелось расставаться с этим укладом жизни. И в школе полюбили дисциплинированных, занимающихся спортом мальчишек. Глядя на дружных, беззаботно растущих братьев, собственная дочь Нуретдиновых Альфина порой завидовала им – вот бы и ей сестренку… Замечавшая и понимавшая это, Рамзия начала размышлять, советоваться с мужем. «Места у нас всем хватит, силы еще есть», – решили они и в 2012 году привезли к себе казанскую девочку Ринату. Вот и у Альфины началась новая жизнь. В одной комнате заняты своими интересными делами два мальчика, в другой – две девочки, разница в возрасте которых лишь два года. Дети не заметили, как быстро подросли, даже не думая о том, что между ними нет кровного родства. Односельчане восхищаются Назифом и Рамзией Нуретдиновыми, в одинаковой мере дарившими детям ласку, любовь и заботу, сумевшими так сильно «породнить» их. Теперь они уже с нетерпением ожидают приезда сыновей и дочерей, ставших самостоятельными и «разлетевшихся» в разные стороны. А навещают они родителей каждую неделю, стараются помогать им, как только могут.
– В каждый приезд одариваем их гостинцами – мясом, картошкой… Интересно становится, когда они приезжают. Особенно когда все вместе соберутся. А уедут, начинаем скучать по тому времени, когда они подрастали, – говорит глава семьи, вспоминая годы кипучей семейной жизни. И отец, и мать безгранично радуются, что и приемные дети нашли свой путь в жизни, постепенно обустраиваются.
– И Александр, и Володя после окончания 9 класса учились в Казанском строительном техникуме. Александр после службы в армии начал работать в автосервисе, уже женился, есть семья. Володе же только что исполнилось 18 лет, по линии военкомата учится в Чистопольской школе ДОСААФ, готовится к службе в армии. Рината окончила медицинский колледж. Работает в Казанском хосписе (больница для тяжелобольных), недавно вышла замуж. Нет людей богаче нас: 4 сына, 2 дочери, 2 снохи, два зятя, два внука – всего сейчас у нас 12 детей, – говорит, не скрывая радости, мать.
Не понимаю тех людей...
Вместе с ними их 15 человек. Кто 15-й? Это односельчанин, 66-летний Ильяс Загитович Ахметшин, всю жизнь работавший в колхозе токарем-сварщиком. После смерти родителей оставшегося одиноким брата взяла к себе младшая сестра, но долго ухаживать за ним не смогла, заболев, и сама скончалась. Ильяса Ахметшина устроили в Юхмачинском доме-интернате. Нуретдиновы всякий раз, когда появляется причина ехать в ту сторону, навещают его, оставляют гостинцы. В каждый такой приезд они слышали от односельчанина, проживавшего на одной с ними улице, одни и те же слова: «В своём бы селе умереть». В 2017 году Ильяс Загитович перенес инсульт, к тому же страдает от сахарного диабета. Добрые отзывчивые супруги, всегда относившиеся к чужой беде с состраданием, стали чаще приезжать к односельчанину, забирать его к себе на воскресные дни, праздники. Назим, и сам перенесший сложную операцию в 2013 году, относился к Ильясу абый как к брату. Поделился своими раздумьями, размышлениями с женой. Она однозначно согласилась. Таким образом, эта добрая, отзывчивая, неравнодушная к чужим судьбам семейная пара, уже выпустившая «птенцов» из своего гнезда и жившая спокойной и размеренной жизнью, приютила у себя односельчанина – с августа 2023 года они начали втроем жить в большом и просторном доме. Место гостя, ставшего членом семьи, в такой же большой и уютной комнате, где всё на своем месте, приспособлено для него. «Здравствуйте, мне и вас захотелось увидеть, если можно, давайте вместе сфотографируемся», – говорю я, проходя к Ильясу абый. Он не против. Привел себя в порядок и вместе с Назимом абый вышел в зал. На мои вопросы отвечал коротко и ясно.
– Наверное, хорошо вам здесь, Ильяс абый?
– Безусловно.
– Как у себя дома?
– Даже лучше.
– Что скажете об этой семье?
– Пусть им воздастся сторицей за доброту, милосердие, человечность. Они – мои самые близкие люди.
Ильяс абый в здравом уме, на ногах, хоть и с помощью трости, сам передвигается. Может потихоньку выходить к обеденному столу. Оказывается, с удовольствием разгадывает кроссворды. «Он так много знает!» – говорит Назим абый, поражаясь его памяти. Перед уходом на работу он успевает разбудить Ильяса абый, помочь ему одеться, а жене – поухаживать за ним во время обеда. Работая на ответственной должности в Сиктерминском межрайонном центре глазной хирургии, Назим абый и значительную часть домашних дел взял на себя. Нуретдиновы два раза в неделю моют «родственника» в бане, содержат в чистоте его одежду, постельные принадлежности.
(Что касается чистоты и порядка, бурнаевцы не дадут солгать, они в этом доме идеальнейшие. Открыв дверь, я долго раздумывала, куда ступить ногой – всё вокруг блистало и сияло). Заново пережив в душе все, что я узнала об этой семье, переполняемая одновременно и недоумением, и восхищением, стараясь быть максимально деликатной, опять обращаюсь к хозяйке:
– Неужели и так можно жить в сегодняшнюю эпоху, когда люди отказываются помогать родителям, близким, бросают на произвол судьбы своих детей? (Сейчас таких случаев хоть пруд пруди).
– Отчего же нельзя? Живем же. Радуемся каждому новому дню, довольствуемся тем, что имеем. Абсолютно не понимаю тех людей, которые не признают своих, одной крови, родных и близких, не желают помогать им. Удивляют они меня! – с оторопью отвечает переполняемая скромностью, добротой и милосердием женщина, ЧЕЛОВЕК с большим сердцем, в котором воплощены все самые лучшие качества матери, сестры, бабушки, вообще женщины-татарки.
...Мы тронулись в обратный путь. А душу переполняют умиротворение, добрые чувства от встречи с такой редкой и замечательной семьей.
Последнее воскресенье ноября – День матери. Уверена, что этот праздник – самый близкий для таких женщин, как Рамзия Нуретдинова, всецело отдающих материнское тепло своим семьям, детям, сиротам и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в одиночестве пожилым людям.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев