Алькеевские вести

Алькеевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Новости

Розалия Сафина: «Погоду в доме – создает женщина»

Первое, что каждый, кто ее видит, это красота, причем качество это, как внешнее, так и внутреннее.

  Ведь у героя нашей публикации красива и душа, это неоспоримо. Свое душевное тепло, заботливое участие, внимание и поддержку получают все, кто к ней обращается. Но не будем долго томить наших читателей. Хотя, скорее всего, и так уже догадались. Наш рассказ о работнице ЗАГСа, почти четверть века посвятившей себя этой деятельности, Розалии Сафиной. 
– Работа эта очень ответственная, требует личного участия, ведь обращаются в ЗАГС в основном или по радостному поводу, или наоборот, – начала нашу беседу Розалия Габдразаковна.
Папа Розалии Габдразаковны был известным на всю округу столяром. Днем он выполнял работу в совхозе «Энергетик», а вечерами изготавливал для сельчан оконные рамы, карнизы, двери. 
– Я была первым ребенком у папы, поэтому ходила у него в подмастерьях: то доску какую поддерживала, то инструменты подносила, особенно сложно было, когда устанавливали двери, – вспоминает свои детские годы моя собеседница, при этом чувствуется в ее голосе эдакая гордость за отца. 
Ее мама Султания работала в библиотеке. Она была очень чистоплотной женщиной, могла так отчитать за выброшенный соседом окурок, что мало не покажется.
– Если у человека во дворе или дома непорядок, мусор, значит, у него и в голове порядка нет, – резко, но без злости говаривала она. 
После окончания Чувашско-Бродской средней школы поехала в Агрыз к маминой тете, которая настойчиво звала к себе, говоря, что Агрыз – это город, своего рода цивилизация, а главное, что там есть училище пищевой промышленности. 
Выучившись на технолога, отличница учебы по настоянию преподавателей продолжает образование, учится на бухгалтера в Лаишевском сельскохозяйственном техникуме. Получив заветный диплом, Розалия устраивается кассиром в Чувашско-Бродское рознично-торговое предприятие. 
– Я пришла на работу в январе 1978 года, а через месяц в село по направлению приехал молодой специалист из соседнего Нурлатского района по имени Халим. РТП находилось на конце села, а агроном вызвался меня подвезти, якобы ему по пути. Как потом выяснилось, он специально высчитал время, когда я выйду из дома. В летние месяцы все односельчане шли помогать на току, а сельский агроном не отводил от меня свой взгляд. Халим Сафин был очень тактичным, начитанным, эрудированным человеком, однако говорил на русском, хотя и понимал татарскую речь, – признается Розалия ханум. 
– Как бы то ни было, когда Халим пришел свататься, сразу приглянулся моим родителям своим уважительным отношением, учтивостью, а мне он уже и так к тому времени был по сердцу, так что никого кругом кроме него не видела, – поясняет собеседница. 
Регистрировал брак председатель сельского совета Нуруллин Хамит Ахмадуллович. Но фото, что хранится в семье Сафиных, в центре здания местной власти – круглая печь, а на столе чернила и газетка, чтобы ненароком не испортили полировку.
– Как сейчас помню, целый день лил дождь, а после нашей регистрации из-за туч выглянуло яркое солнце, словно понимая всю важность ситуации, – улыбаясь рассказывает Розалия Габдразаковна. 
Вот уже 43 года супруги Сафины идут бок о бок, вместе делясь радостными событиями и не очень. 
– Мне повезло с родственниками мужа. Такие качества, как учтивость, уважительное отношение к людям, у супруга кроются в его «корнях». Его папа, участник войны Зуфар ага, долгие годы возглавлял инкубатор в Мамыково, отчетливо знал, что «кадры решают все». Десять лет, как его нет с нами. Маме Халиде нынче исполнилось 90 лет. Она проживает одна, бодрая и очень расторопная хозяюшка. До сих пор держит кур, сажает много лука. Родители с первого дня стали называть меня дочкой, а родные никогда не забывают дней рождения не только детей, а даже внуков. Обязательно готовят подарки, – делится сокровенным Розалия ханум. 
На радость родителям, бабушкам и дедушкам 1 сентября 1979 года родилась дочка Луиза, а еще через четыре года – младшая Ляйсан. Семья жила в 3-х комнатной совхозной квартире. Когда Ляйсан было 6 месяцев, Сафины переехали в Карамалы – главу семьи назначили директором совхоза «Кызыл Байрак». 
– Приехав в эту деревню, я села у порога и горько заплакала. На руках – две малышки, а ветхий домишко надо приводить в порядок, чтобы было уютно, чисто, тепло. Однако отсутствие нормального жилья компенсировало доброе и отзывчивое отношение местного населения. А через пару лет совхоз построил новый дом, он был большой, я его называла клуб. Забегая вперед, скажу, что где бы мы ни жили, дома оставались в пользование хозяйств. Халим был очень честным, порядочным в этом отношении. Я бы сказала «коммунист», – продолжает она свой рассказ. 
Когда младшая дочь немного подросла, Розалия устраивается заведующей детским садом «Тюльпан». Оказывается, долгое время не было руководителя в детском учреждении. А директор совхоза решил закрыть этот вопрос кадром, с которым был «лично знаком».
– Халим Зуфарович вырос в русской среде, в Чувашском Броде население использовало в общении оба языка, а в Карамалах полслова никто по-русски не говорил. Так что это стало языковой школой. Но не это главное, за 7 лет работы мужа в качестве директора, показатели резко возросли, стали часто приезжать журналисты из газет, радио, даже из телевидения. На базе «Кызыл Байрак» проводили районные и республиканские семинары. Тогда не было гостиниц или кафе. Всех гостей приходилось потчевать мне. Вот тут-то и пригодились мои познания технолога. Ведь очень часто гости оставались ночевать в нашем доме. Спасибо моей соседке Замиле Мингазовой, которая всегда выручала, присматривала за детьми, – добром вспоминает моя собеседница. 
Словно жена декабриста, молодая женщина едет за мужем, помогает ему, угождает, поддерживает.
– Только стали спокойно жить, – возвращается как-то домой в начале сентября 1990 года Халим и говорит: «Переезжаем в Базарные Матаки, неделя на сборы». Оказалось, что за большие трудовые успехи, после отъезда Назипа Бакирова в Казань, решили моего мужа назначить I секретарем Алькеевского РК КПСС. Кто-то радовался бы, а у меня первая мысль – о детях. Ведь дочери не знают и слова по-русски, – рассказывает о своих переживаниях Розалия апа. 
Халим Сафин руководил районом в течение 5 лет. Через год после работы стал именоваться главой района. 
– Переехали в Базарные Матаки в служебный дом. До нас там жили семьи руководителей района Дамира Каюмова, Назипа Бакирова. Так и живем здесь 32 года. Халим всегда был очень скромным человеком. А ведь в годы его работы строились новые дома по республиканской программе, возникла целая улица Полевая. Но человека не переделаешь. Честный он – вот и все, – немного негодуя, делится собеседница. 
По прибытии в райцентр наша героиня устраивается на работу заведующей костюмерной в РДК, работает там до 1998 года. 
– Как-то трудимся с коллегами на субботнике перед зданием, убираем опавшую траву, подходит тогдашний глава района Амир Вагизович Киямов и говорит: «Розалия Габдразаковна, вы – подходящая кандидатура, не отказывайтесь». 
Он меня долго «сватал» на должность начальника ЗАГСа, там была вакансия. А заведующая архивом Галина Герасимовна Советникова совмещала две должности: сама вела все отчеты, оформляла записи гражданского состояния, торжественно регистрировала браки. И как только она все успевала?! – с восторгом о своей наставнице говорит Розалия Габдразаковна.
С тех пор героиня нашей статьи работает в ЗАГСе. Ее главным принципом является сохранение семьи, семейных ценностей и традиций. 
– Каждую регистрацию брака провожу так, словно молодые являются мне родными людьми. Переживаю, чтобы у них все сложилось, жили в мире и согласии, не было размолвок. Часто инициаторами разводов выступают женщины. Не спорю, я их ругаю, уговариваю, объясняю, что «погода в доме» создается слабой половинкой. Женщина должна уметь прощать, терпеть, не обращать внимания на мужнины глупости и неверные поступки. Именно она является хранительницей семейного очага, собирает вокруг себя детей и родных. Жены и мамы «заставляют» своих кормильцев работать на благо семьи, зарабатывать, строить свой угол. В последние годы статистика разводов не радует. Расходится каждая вторая пара, а то и больше. Это неприемлемо. Мне хочется задать вопрос: почему во время регистрации брака много родных и близких, а на развод приходят лишь вдвоем?! Куда смотрят родственники, когда разваливается семейная ячейка?! Ведь и вода камень точит. Иногда для того, чтобы молодые поспешно не расторгли брак, достаточно и моей беседы. Если бы вы знали, как я от всего сердца радуюсь, когда через год эти пары приходят регистрировать новорожденного, а потом второго,  третьего, – улыбаясь, рассказывает о своей работе сотрудница ЗАГСа. 
Сегодня ее супруг пенсионер, старшая дочь является заместителем прокурора района, младшая пошла по стопам матери, она – сотрудница отдела ЗАГСа Приволжского района Казани. На радость бабушки и дедушки подрастают внуки Аделина и Назар. 
– Часто меня называют мудрой женщиной. Это лучший комплимент для меня, а красота, о которой вы говорите, от папы. Никаких уколов и тому подобное, – смеется Розалия Габдразаковна. 
А ведь ее красота еще и в человечности, в доброте души, в умении не ставить себя выше других, в чувстве сострадании ближним, в умении сопереживать, быть в ногу со временем, не опираться на шаблоны, основанные на стереотипах и предрассудках (это, кстати, касается и вопроса интернациональных браков), жить и работать так, чтобы от твоего присутствия становилось светлее и красивее на земле.  

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев