«Сейчас жизнь похожа на кусочек рая», – говорит дитя войны Фарбизя Сагдиева
Фарбизя Сагдиева родилась в год начала Великой Отечественной войны. Недавно она отметила 80-летний юбилей. Сейчас ветеран труда довольна своей жизнью, благодарна за все, что имеет.
Родилась Фарбизя ханум в деревне Татарское Муллино. Ее отец Галимзян Ахмеров в то время руководил Нижнеалькеевской МТС. В связи с важностью работы в сельском хозяйстве он не был призван на фронт.
– Весной 1942 года во время половодья папа на 15 минут опоздал на работу. В то время автомобилей не было, все ходили пешком. Из-за опоздания его уволили. Отправили на Ленинградский фронт. Папу взяли танкистом, – говорит Фарбизя Сагдиева.
В декабре Галимзян написал своей семье последнее письмо. «Если вернусь домой живым и здоровым, будем жить очень счастливо. Вот только война еще не скоро закончится. Завтра пойдем в наступление. Если погибну, прощайте!», – было написано в письме с фронта.
Галимзян Ахмеров героически погиб 6 декабря. Враги подбили его танк. Фарбизя с братом Гавазом остались на попечении матери Фариды. Их мама постоянно работала, чтобы прокормить семью. Бабушка Магфира и дедушка Давлетша помогали воспитывать внуков.
Жизнь на селе после войны была очень трудной. Фарбизя апа до сих пор помнит, как сельчане ходили по дворам и просили милостыню. «И самим еды не хватало. Но старались не отпускать нуждающихся с пустыми руками. Давали им либо одну картошку, либо пару ложек муки», – вспоминает она послевоенные годы.
Фарбизя апа с детства приучена к труду. Она вспоминает, как с дедушкой и братом запасались дровами.
– Была у нас телега, называли ее «уфалла». Мы с Гавазом тянули ее за веревку, ходили в леса рядом с Татарским Студенцом и Ямкино. Там запасались хворостом. Тогда было запрещено рубить лес. Если лесник ловил «за руку», сразу же ломал тележку, – рассказывает бабушка.
Еще детвора собирала корни жимолости, сушила и сдавала в лесничество. В обмен давали немного сена.
– Наша мама Фарида работала в колхозе. Техники не было, хлеб жали серпом. Домой она приносила горстку зерен. Чтобы никто не увидел, молотили пшеницу в подполе. А ведь был случай, когда поймали пятнадцатилетнего парня с колоском в руках и посадили в тюрьму, – вспоминает мой пожилой собеседник.
Фарбизя четыре года училась в сельской школе. Затем начала посещать Староалпаровскую школу.
– Учиться ходили в лаптях. Галоши появились чуть позднее. Переходили реку вброд босиком. Так и окончила 10 классов, – рассказывает она.
После школы поступила в педагогический институт в Йошкар-Оле. 20 лет проработала в Староалпаровской школе, преподавала математику, биологию, географию. Затем еще 20 лет обучала детей в родной деревне. Детей в школах тогда было много: по три параллельных класса, в которых по 25 учеников.
– Работа в школе занимала большую часть моего времени. Ночами проверяла тетради и писала планы. Каждый день ходили по 3 километра в школу. Возвращались только вечером, – говорит педагог с 40-летним стажем.
Фарбизя вышла замуж за односельчанина Фаниса, парня, который, как и она, вырос без отца. Только вот не суждено было им вместе встретить старость.
– Фанис был очень хорошим человеком. Прекрасно играл на гармони, красиво пел. До замужества мы дружили с ним 6-7 лет. Только вот ушел он из жизни очень рано, трагически погиб, – со слезами на глазах рассказывает Фарбизя ханум.
Сегодня пенсионерка живет одна. Несмотря на свой возраст, она не любит сидеть на месте. В саду выращивает овощи и фрукты. В ее палисаднике растут розы, пионы и другие цветы. Разводит кур, есть два улья пчел, содержит козу. «Козье молоко вкуснее с утреннего надоя», – признается она. К ней часто в гости приезжает ее дочь Гульфира, помогает по хозяйству.
– Сейчас жизнь похожа на кусочек рая. Пенсию приносят домой. Стол полон еды, можем даже попробовать разные фрукты из Африки. Лишь бы не было голода и войны. Спасибо нашей власти за благополучную жизнь, – выразила пожелания ветеран труда Фарбизя ханум Сагдиева.
Видео смотрите на нашем сайте alki-rt.ru.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев