В Алькеевском районе бабушке-шахтерке Джаннат Шамиловой исполнилось 90 лет
Есть такая поговорка: война – не женское дело. Так оно и, по сути, должно быть. Но на каких весах взвесить, как оценить вклад женщин в победу над фашистской армией в самой кровопролитной воне прошлого века, их труд, вложенный в послевоенное восстановление страны из руин?!
С утра до ночи работали они на колхозных полях, заводах и фабриках. И не только: женщины спускались в шахты, заменив мужчин, ушедших на войну, обеспечивали страну углем.
Ветеран тыла Джаннат Закировна Шамилова, проживающая в селе Базарные Матаки, одна из тех мужественных девушек, добывавших каменный уголь в шахте. 7 марта ей исполняется 90 лет.
– Я родилась и выросла в бывшем Ворошиловском районе, – рассказывает Джаннат апа. Ее родное село теперь относится к Тукаевскому району Татарстана. Семье с шестью детьми во время войны пришлось пережить немало трудностей. Дети вместе со взрослыми выполняли нелегкую работу. Летом они на полях занимались прополкой, затем выкапывали картошку, а когда наступала весна, на себе доставляли из деревни, расположенной в 10 километрах, посевные семена… Кроме этого, страдали от голода. Не стало легче и после войны. Два брата Джаннат решили уехать на заработки, взяв с собой и сестру. Смогли справить паспорта, и по вербовке отправились на шахту.
Ехали в товарном вагоне до Кузбасса 22 суток. Не было ни еды, ни питья. На остановках мужчины сходили с поезда, стараясь достать дрова для буржуйки и что-нибудь из съедобного. Однажды братья сошли на станции, чтобы принести воды, и отстали от поезда. Как я горевала, как плакала! Хорошо, что через несколько станций сумели догнать нас на другом поезде, – вспоминает моя собеседница события давних лет.
Сначала ее, поскольку не подходила по возрасту, поставили работать в подсобном хозяйстве шахты. Достигнув совершеннолетия, девушка спустилась в шахту. По информации, полученной в интернете, в послевоенные годы почти 60 процентов работников шах составляли женщины. Закон о запрете женского труда в подземных работах вышел только в 1957 году. Но полное освобождение представителей слабого пола от этой тяжкой работы длилось до 60-х годов.
Джаннат апа сначала работала на Кузбассе, затем в шахтах Пермской области в общей сложности семь лет. Здесь она трудилась на разных работах, в основном управляла погрузкой руды в тележки и подъемом их на поверхность.
– Мы, девушки разных национальностей, жили в общежитии. Среди нас было много и татарок, – рассказывает Джаннат апа.
Будущего спутника жизни она встретила тоже здесь. Между девушкой и шахтером Джамилем Закировым из Ургагар вспыхнула любовь, и молодые создали семью. Через несколько лет с двумя детьми они возвращаются в Казань, покупают дом в поселке Мирный. Но глава семьи не смог прижиться в городе, скучал по Родине, очень переживал за мать, которая жила одна. Человек, если не боится работать, если старателен, трудолюбив, в любом месте сможет создать себе отличную жизнь. Вот и Джамиль с Джаннатом построили в Базарных Матаках большой и просторный по тем временам дом. Держали много скота. Муж стал передовым шофером совхоза «Актайский», жена трудилась на почте, разносила телеграммы.
На самом видном месте в доме у Джаннат апа есть своеобразная семейная реликвия – швейная машинка. Купила она ее, когда работала на шахте. Мастерица на все руки, умелица шила на этой машинке одежду и для себя, и для подруг, а позже все, что было нужно по дому, вышивала занавески для окон. Так никогда и не расставалась со швейной машинкой. Одевала и свою семью, и другим не отказывала. До сих пор эта ручная машинка в рабочем состоянии. Бабушка говорит: «Время от времени я еще шью все, что мне нужно».
Мастерица была Джаннати вязать, вышивать. Да и теперь стены ее дома, оголовки дивана украшают яркие вышивки. Что говорить о другом, когда эта прилежная женщина даже ткала настенные ковры! Ковер ручной работы, сотканный ею много лет назад, до сих пор привлекает взор яркими разноцветными узорами.
– Я не умела сидеть без дела. Руки все требовали работы. Как только освобожусь от работы на почте, от ухода за скотом во дворе, управлюсь с домашними делами, сразу же начинаю шить или вышивать, получая от этого душевное удовольствие, – говорит Джаннат апа.
Возможно, в «форме» ее держала именно подвижность, постоянная занятость делом. К Джаннат апа слово бабушка не применимо, она все еще по-молодому быстра, ловка, у нее отличное настроение. Всю жизнь выписывала районную газету, до сих пор прочитывает каждый ее номер. Говорит, что не ложится спать, пока не посмотрит передачу «Время».
Не обошли бабушку стороной и горе, испытания. Самое трудное – она пережила горечь утраты своего ребенка. Трагически погиб 28-летний сын Ильгиз. Когда, казалось, можно было потерять разум от горя, находила утешение в семье, работе.
– С мужем прожили ровно 60 лет, ни дня не больше и не меньше. Мы поженились 7 ноября 1957 года, а 7 ноября 2017 года мой Джамиль навсегда закрыл глаза, – вздыхает Джаннат апа. – К счастью, у меня есть две дочери, живут в Казани. Они часто приезжают вместе с внуками, помогают мне, ухаживают за мной.
Вспоминая прошедшую жизнь, бабушка то и дело повторяет: «Прошли годы, как течение вод». Несмотря на то, что повидала в жизни много трудностей, она не теряет присутствия духа, ветеран труда и тыла радуется каждому дню.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев