Война… Нет, наверное, в истории человечества более страшного, трагического события. (Воспоминания Хаят апа)
фото с сайта wise-golem.livejournal.com Война… Нет, наверное, в истории человечества более страшного, трагического события. Война принесла народам неисчислимые горе, страдания, потери. Свой вклад в защиту свободы и независимости родной страны от фашистов внесли и фронтовики, прошедшие по огненным дорогам Великой Отечественной войны, и трудившиеся от темна до темна в тылу...
фото с сайта wise-golem.livejournal.com
Война… Нет, наверное, в истории человечества более страшного, трагического события. Война принесла народам неисчислимые горе, страдания, потери. Свой вклад в защиту свободы и независимости родной страны от фашистов внесли и фронтовики, прошедшие по огненным дорогам Великой Отечественной войны, и трудившиеся от темна до темна в тылу старики, женщины и подростки.
Когда началась война
К таким труженицам тыла относится и наша односельчанка Хаят апа Гимадиева. Во время войны и два года после окончания ее была трактористкой. Школьники с волнением слушали ее воспоминания. Вот что рассказала она нам.
"Я родилась 15 июля 1921 года. Нас, детей, в семье было 6, я - самая младшая. Поэтому не могу сказать, что до войны повидала много трудностей - мой отец был очень трудолюбивым человеком, всего сам добивался для семьи. Когда начиналась война, мне было 20 лет. Чтобы сообщить о нападении фашистов, всех жителей деревни собрали вместе. Все были очень встревожены, охвачены горем. Мужчинам дали указание встать на учет в военкомате, а Маулетгараю абый Шайхутдинову сказали, чтобы сегодня же собрался уходить на фронт. Уже 22 июня он должен был уйти на войну, потому что был единственным шофером в деревне, а на фронте не хватало машин и шоферов для перевозки людей. Всей деревней со слезами на глазах проводили в этот день Маулетгарая абый на войну.
На другой день нас - 8 девушек отвезли в Кузнечихинскую МТС на учебу. Тогда Кузнечиха была нашим райцентром, от нас до нее 30 верст. Все мы - 17-20-летние девушки. Поскольку мужчин забирали на войну, они до отъезда должны были научить нас водить трактора, работать на них. Там мы проучились один месяц. В деревне уже начали уборку урожая хлеба, меня назначили помощницей комбайнера. Технику не знаем, случись что, только руками разводим. Спасибо комбайнерам: спокойно и терпеливо учили нас всему. С уходом комбайнера на фронт я стала работать одна. До восхода солнца мы были на ногах, ночью успевали поспать лишь по 3-4 часа. Никаких жалоб на трудности. В тот год удивительно удался хлеб. Не хватало комбайнов, поэтому женщины, девочки-подростки жали хлеб серпами.
После завершения страды десятки жителей деревни, в том числе и меня, направили в Тетюшский район делать окопы. Трое суток ожидали на берегу, когда на Каме встанет лед. После переправы через реку надо подняться на высоченную гору. Под ногами скользко, падаем и скатываемся назад. Когда дошли до нужного места, нас разместили по домам в одной деревне. Среди нас были люди разных национальностей, мужчины и парни. Ни от кого из них я не услышала плохого слова, не обижали друг друга, общее горе словно породнило нас.
До места окопов и обратно 18 километров ходили пешком. От нас требовали обязательного выполнения заданий. Ели только то, что приносили собой. В магазинах ничего нет, они пустые. Через месяц, выполнив задание, вернулась домой. Но уже на другой день пришел Салахутдин абый и сказал, что нужно прибыть в Кузнечихинскую МТС - ремонтировать трактора для весеннего сева. Никаких продуктов нам не выдавали, да и дома кое-как перебивались. Весь хлеб отправили на фронт. Припоминаю один случай: мы с подругой Минзией на неделю растянули две лепешки. Кормили только раз в день горячим супом, а в остальное время о еде должны были заботиться сами.
Только раз в неделю, в субботу, возвращаемся в деревню, а воскресным утром уходим обратно. Чаще всего ходили пешком, потому что лошади - самый необходимый транспорт, их использовали и на других работах. Дни стояли очень холодные, таких морозов сейчас не бывает. Не было и хорошей одежды. А не идти нельзя, закон суровый, могли запросто отдать под суд.
Тяжкий труд трактористки
Весной начали пахать землю на тракторах. Часто случались поломки, а запасных частей нет. За работу не платили, тогда ведь все люди трудились лишь за "палочку". И все равно старались, никто и не помышлял об отказе от работы. Старательный труд был нашим долгом, все наши мысли и цели - скорейшая победа над врагом.
Трактора работали на керосине. Его привозили на лошадях из Спасска. Выдавали немного бензина для запуска двигателей. Сама я любила работать в ночную смену - днем трактор нагревался, приходилось глушить двигатель, чтобы остывал. А по ночам работалось с удовольствием, громко пела, чтобы не заснуть. Сама веду трактор, а сама мыслями около трех братьев на войне. Где они, живы-здоровы ли? Мы, хоть и живем впроголодь, зато ужасов войны не видим, а они там глядят смерти в лицо, уничтожают ненавистного врага, нас защищают - тем и утешала себя.
А сколько теплых носков, варежек для фронта связали мы после работы, сколько хлеба отправили. Не считались с тем, что шла война, каждый дом должен был платить налоги. У тебя не спрашивают, сыт ли ты, накормлены ли дети, главное - вовремя уплати налог. Каждый дом был обязан сдать в год 40 килограммов мяса, 200 яиц, 8 килограммов сливочного масла, 1 килограмм шерсти из расчета на каждую овцу, картофель, деньги. От безысходности даже овец доили.
Во многие дома пришли похоронки. И один из моих братьев погиб в бою. Всей деревней скорбели над каждой похоронкой, потому что ее, если не сегодня, то завтра могли принести и в твой дом. Уж не помню сейчас, у кого-то сразу 5 сыновей погибли на той страшной войне. Сколько горя и страданий свалилось на родителей. Они ведь растили этих детей, надеясь, что станут им опорой, продолжат род.
В мае 1945 года война закончилась. Я в это время пахала поле около Юксула. Знали бы вы, как я радовалась! Словами этого не передать.
Счастье пришло с мирной жизнью
В 1941 году впервые села за руль трактора, проработала до 1947 года. Осенью того года вернувшийся с войны Салих Гимадиев попросил моей руки. Я вышла за него замуж. И тут пришел Салахутдин абый с очень плохой вестью: оказывается, меня отдали под суд за то, что вышла замуж, не отремонтировав МТСовский трактор. После этого Салих с мужиками отремонтировал его, и я избежала суда".
Только 24 года прожила Хаят апа с Салихом абый. Вот такими воспоминаниями поделилась наша односельчанка.
Салих абый и Хаят апа вырастили и воспитали 6 детей. Салих абый до 1971 года (до кончины) работал учителем труда и физкультуры в Тат.Бурнаевской средней школе. Его дело продолжают сын Мансур и дочери Сария, Равия. Сегодня они работают в Тат.Бурнаевской средней школе.
Хаят апа живет в семье сына Мансура и снохи Альфии. У нее 14 внуков и 1 правнук. Много пережила, много перенесла, но считает себя счастливой. "Дети, цените сегодняшнюю жизнь, никогда не забывайте, каким трудным был путь к ней. Пусть вам никогда не доведется пережить доставшиеся нам горе и страдания", - так завершила она свой рассказ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев