Гульнур Гатауллина из Алькеевского района рассказывает о том, как обучает татарскому языку детей разных национальностей
В Базарно-Матакской школе детей, не владеющих татарским языком, второму государственному языку республики обучает опытный учитель Гульнур Гатауллина. Как относятся школьники к татарскому языку, ведь на нем не пели колыбельные их мамы, а бабушки не рассказывали сказки? Нет ли недовольства со стороны родителей из-за дополнительной нагрузки? Вот об этом и многом другом мы поговорили с Гульнур Харисовной.
На первый вопрос она ответила так:
– С 1992 года я преподаю татарский язык детям из русских, чувашских, интернациональных семей. В начале моей работы к этому предмету и у детей, и у родителей отношение было негативное. Однако со временем поняли, что изучение еще одного государственного языка пригодится в будущем. Сейчас я вижу, что растет число учащихся, стремящихся овладеть татарским языком не только поверхностно, а на уровне родного языка. Некоторые из девочек-мальчиков даже вопреки своим родителям выбирают этот предмет.
Языки преподаются в школах и как предмет, и как родной язык. Известны различные методики, применяемые учителями. Например, цель Гульнур Харисовны – научить детей общаться на татарском языке. Поэтому она уделяет больше внимания развитию разговорной речи.
– Где ребенок, там игра! На занятиях я устраиваю разные игры, распределяя роли. Мальчишки и девчонки быстро поддаются игре, не стесняются того, что не знают язык в совершенстве. Они даже не замечают, как присоединяются к разговору, – говорит учительница. И добавляет:
– Я часто повторяю детям: «Знание языка – это богатство. Владеющий языками покорит весь мир. Чтобы помочь тому или иному человеку, потерявшему память, обучают языку – память возвращается». Каждое слово, предложение, повторяем разделившись на группы. Вспоминаем сказочных героев (это в первом классе). Например, Шурале, Козу и Барана школьники помнят еще с детского сада, – раскрывает секреты своей работы Гульнур ханум.
Эту обаятельную, милую учительницу, без сомнения, любят и слушаются ученики. Об этом говорят результаты ее работы. Ее ученики не только осваивают татарский язык для общения, но и занимают призовые места на различных предметных соревнованиях, олимпиадах.
– У меня есть сильные ученики, которые стремятся показать свои знания на олимпиадах. К примеру, Реана Агапова занимается языком на летних каникулах дополнительно. Яна Феоктистова два года назад заняла первое место в республике. В тот год Ирина Бойкова и Дарья Карманаева заняли призовые места. В прошлом учебном году успех улыбнулся Арине Кузнецовой, – рассказывает о них с гордостью учитель.
Чтобы заинтересовать учащихся, преподаватель умело использует олимпиадные задания. Во-первых, победителей конкурсов ждут солидные призы. Во-вторых, прошедшие республиканский этап участвуют в международных олимпиадах. А это уже своего рода праздник: школьники несколько дней проживают в Казани, видят много интересного, общаются со сверстниками из-за рубежа.
– Участвуем каждый год! Не хочу лишать своих учеников такой возможности. В течение четырех дней их вкусно кормят, показывают как минимум 2-3 спектакля, дарят кучу подарков, – делится Гульнур Харисовна.
Оказывается, что быстрее и лучше выучить язык помогают всевозможные внеклассные мероприятия. Например, открытые интегрированные уроки совместно с татарской группой, где преподает Зиля Сафиуллина, недели языка в школе, вечера, посвященные татарским поэтам и писателям...
Гульнур Гатауллина преподает и в начальных классах, работает в средних и старших классах. В старших классах, конечно, программа усложняется – ребята знакомятся с эпосом «Идегей» на татарском языке, поэмой «Юсуф и Зулейха» и другими произведениями.
– В основе нашей работы – федеральные государственные образовательные стандарты. Требования большие, для их достижения приходится много работать, – говорит учительница. А усердие, преданность своему делу – в крови педагога. Ведь Гульнур – из династии учителей с общим педагогическим стажем более 150 лет. Ее отец Харис Хазипов всю жизнь преподавал татарский язык в Старочелнинской школе. Он привил детям любовь и верность к родному языку. Брат Гульнур Фанис пошел по стопам отца, он тоже является директором школы. Племянник Данис работает в Республиканском центре олимпиад, окончил физмат. Племянница Лейла получает образование учителя начальных классов. Даже профессия их мамы Гульзиган апа была связана с языком и литературой – она долгие годы работала сельским библиотекарем.
Представитель вот такой семьи наша героиня. После школы Гульнур училась в только что созданном Казанском универсальном педагогическом институте (татарская общественность ожидала, что это учебное заведение со временем превратится в национальный университет. Но надежды не оправдались – его присоединили к педагогическому институту). Свою трудовую деятельность она начала под двойным контролем в Старочелнинской школе, где ее отец был директором, а брат завучем. Выйдя замуж, переехала в райцентр, устроилась на работу в Базарно-Матакскую школу. Общий стаж уже превысил четверть века.
Учиться у этого педагога, который рассказывает с улыбкой и воодушевлением, любит детей, считает свою работу самой главной – счастье. Если бы это было не так, то девочки-мальчики русской, чувашской, других национальностей не ходили бы на ее уроки, не стремились бы к изучению татарского языка...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев