Одинока ли Джамиля апа Мингазова из Карамалов Алькеевского района?
В начале октября исполняется 80 лет одному из самых уважаемых и, уж точно, самых веселых жителей деревни Карамала Джамиле Мингазовой. Тот, кто дружен с математикой, наверное, уже произвел в уме вычитание: да, бабушка Джамиля родилась осенью 1941-го года. Ее отец Галимзян, крепко на прощание обняв молодую жену, прошептал: «Кто бы не родился, передай от меня нашему ребенку большой привет!». Оказалось, что эти слова мужчины, уходящего на фронт, стали завещанием – ему не суждено было увидеть свою маленькую дочь, ласкать и любить ее…
… В руках бабушки Джамили истончившееся, как крылья бабочки, пожелтевшее от времени письмо, написанное арабским шрифтом. Письмо ее отца, привет дочери из далека…
– Мама вырастила меня одна, замуж больше не выходила. Она трудилась в колхозе с утра до вечера. Оставляла меня одну дома взаперти. А на кого оставить-то? Тогда все – от мала до велика были на работе. Да и я после седьмого класса пошла на работу, – вспоминает бабушка Джамиля свое детство, обреченное на сиротство.
Если рассказать нынешней молодежи о том, как работали тогда в колхозах и совхозах, вряд ли кто поверит. Юная девушка в неполных 16 лет одна доила руками 22 коровы в своей группе, поила, кормила их. Пустые фляги из-под молока носили к озеру, чтобы вымыть. Первая смена на ферме начиналась в половине четвертого утра. К колхозным коровам приходилось ходить за день три раза.
Впрочем, Джамиля апа перебирает воспоминания не с грустью, а с улыбкой и тихим смехом.
– Молоды мы были, усталости не знали. Рано утром после колхозной дойки успевала прибежать домой, подоить нашу корову и выпроводить ее на стадо, – рассказывает она.
Да, это была молодость, наполненная силой и страстью. Время, когда вечерами бегали в деревенский клуб на танцы, когда парни высматривали девушек, а те стреляли в них глазками. Проворную, озорную, настающую певунью тут же приметил красавец и удалец Галимзян, который отслужил три года в Польше. И тут же влюбился. Где девушка, там и парень, никого к ней не подпускает, а осмелившихся валит с одного удара.
– Мы дружили с ним три года, поженились в 1963 году. Жили хорошо. Мой Галимзян был сильным, а работа горела в его руках. Ты спрашиваешь, не ревновал ли? Бывало, а как же?! Я ведь пела. На праздниках меня все время просили спеть песню, сидящий рядом муж не возражал. А когда возвращались домой, начинался буран, а иногда и, недолго думая, мог стукнуть по башке, – смеется бабушка.
… Молодая семья пробовала уехать из деревни, устроиться ближе к городу. Но оба, особенно муж, сильно скучали по родине. Решили вернуться. О двух с лишним годах жизни в Осиново у бабушки сохранилась интересная вещица. Когда работала в овощеводческом совхозе «Майский», за короткое время выбилась в передовики. Об этом написала газета «Зеленодольская правда». Опубликовали и фото – молодая женщина собирает с грядки огурцы. Вот эту газету она и приберегла до сегодняшнего дня.
Джамиля почувствовала беременность лишь через несколько лет семейной жизни. Радость была безграничной! Но ожидаемое счастье материнства обернулось горем: плод оказался большим, весом более пяти килограммов, молодая мама сама родить не смогла, поэтому врачи решили достать его щипцами. Наверное, сделали что-то не так – ребенок родился мертвым…
– Я не успела взять своего сына в руки, прижать его к груди. Пока лежала в больнице, его увезли в деревню и похоронили, – вздыхает бабушка Джамиля, вновь переживая горе утраты дитя.
После этого Всевышний больше не дал им детей. Она и сама была единственным ребенком у матери, поэтому ни братьев, ни сестер. А в 2008 году скончался и муж. Бабушка говорит: «Я по жизни одиночка». Но я не соглашаюсь с ней:
– Ты не права, ведь все время находишься среди людей…
– Да, слава Всевышнему, односельчане меня любят. Не забывают родственники мужа, их внуки, часто бывают у меня в гостях, – отвечает она. А социальный работник Альфира Аглетдинова, которая всячески помогает бабушке, вот и меня поджидала вместе со своей подопечной (пожилую односельчанку она обслуживает уже 7 лет), добавляет:
– Джамиля апа сама помогает внучатым племянникам. Выделяет какие-то средства из пенсии, а карманы ее платья полны конфет для малышей. Летом в нашей деревне много ребятишек, приехавших в гости. У нашей бабушки добрая душа, она приветлива и открыта людям, поэтому мы все любим ее.
Не нахвалится бабушкой еще один ее гость – заведующий сельским клубом Рамиль Хасаншин.
– Джамиля апа участвует в каждом нашем концерте, ведь она настоящая артистка – и поет, и танцует. Когда запевает песню об ушедшей молодости, зрители слушают ее, затаив дыхание, – замечает он.
Так и пролетели за колхозной работой и выступлениями на сцене годы жизни. К сожалению, очень быстро. Бабушка Джамиля заслужила почетное звание «Ветеран труда». Ее всю жизнь хвалили, награждали. По ее словам, все ковры и паласы на полу и на стенах – это подарки за старательный труд.
– Пенсия у меня вышла хорошая. Одно время директором у нас работал Халим Сафин. Умел ценить своих рабочих. В те годы карамалинцы говорили, что с приходом Сафина стали получать достойную зарплату. Спасибо ему, и звание ветерана он присудил, из-за высокой зарплаты и пенсию получаю хорошую, – продолжает рассказывать бабушка.
Сегодня бабушка Джамиля с огромным удовольствием проживает с воем теплом и просторном доме. Читает молитвы, держит пост. Свои искренние пожелания не стать лежачей больной, а если заболеть, то легко, умереть, то быстро адресует небесам. И при этом не перестает петь!
– Джамиля апа, спой и для нас одну песню! – попросила я. Бабушку долго уговаривать не пришлось. Она вышла на середину комнаты, помолчала несколько секунд и запела: «Как быстро прошла моя молодость!». Слушали мы ее с огромным восхищением. Живи долго, бабушка Джамиля, и не переставай петь.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев